С чего бы вдруг президент Азербайджана Ильхам Алиев, в начале не допускающий мысли о переговорах и утверждающий, что "война до победного конца", вдруг начал говорить о возможности изменения списка сопредседателей Минской группы ОБСЕ? И стоит ли говорить о реакции Еревана и Москвы на предложение дополнить список сопредседателей Анкарой?
"Список Нарышкина" должен всколыхнуть воспоминания
Сенсационное заявление директора Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина о наличии ближневосточных боевиков-наемников на арене военных действий в Карабахе на международной политической арене произвело эффект разорвавшейся бомбы. Правда, до этого были официальные заявления и французского президента Эммануэля Макрона, и сирийского президента Башара Асада, который даже называл цифры уже убитых на полях боев в Карабахе боевиков.
Но все это как-то проходило мимо международного сообщества, не производя нужного эффекта. Видимо, дело в том, что срабатывал рефлекс – у Макрона свои проблемы с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, равно как и у сирийского лидера Асада. Видимо даже в России и Иране, не говоря уж о европейских странах, думали, что не следует от этих двоих ожидать объективности.
Однако названия террористических организаций, воюющих в Карабахе на стороне Азербайджана, перечисленные Нарышкиным должны были отрезвить не хуже холодного душа. Названия ведь джихадистских террористических организаций действительно примечательны. В списке наличествуют "Джабхат ан-Нусра" (запрещена в РФ и ряде других государств. - ред.), "Фиркат Хамза", "Султан Мурад".
Они не только у политиков и дипломатов, общающихся с Ближним Востоком, но и у простых обывателей должны были всколыхнуть воспоминания о том, почему всего пять лет тому назад Москва решила откликнуться на просьбу президента Сирии Башара Асада и высадить солидный контингент российских Военно-космических сил (ВКС) на сирийскую территорию. Тогда логику действий Кремля оспаривали только упертые прозападники.
А логика была предельно ясная. Было жизненно необходимо остановить накатывающуюся волну мирового терроризма (того же "Исламского государства" (запрещена в России и ряде других государств. - ред.) на дальних подступах к российской государственной границе. Со своей задачей российские ВКС справились (и справляются) блестяще, уже вернув под контроль законного сирийского правительства огромные территории, до этого буквально наводненные боевиками всех мастей и окраса. Хотя бы это сейчас должно вспомнить российское общество.
А ведь до сих пор еще должны быть свежи в памяти и события 25-летней давности, когда в 1994 году волна таких же джихадистов-наемников, проиграв в первой Карабахской войне, хлынула не куда-нибудь, а на российский Северный Кавказ, и что там случилось потом.
Иран терпел целых десять дней, но всему есть предел…
Вообще такой фактор, как наличие боевиков-наемников в нынешней Карабахской войне, достоин предельно пристального внимания. На самом деле такой расклад создает взрывоопасный эффект отнюдь не только в сугубо карабахско-азербайджанском противостоянии. И даже оценивать его как эффект на региональные процессы будет серьезной ошибкой.
А ведь наличие джихадистов даже в самой маленькой "заварушке" – это очевидный и действенный инструмент для того, чтобы добиться глобальных сдвигов геополитических и цивилизационных пластов на стыке интересов сверхдержав. И в данном случае этим инструментом пользуется даже не Азербайджан, а Турция, которая отнюдь и не скрывает своих претензий если не на мировое господство (до этого Анкаре пока далеко), то как минимум на конкретные имперские позиции.
В этом плане к складывающейся ситуации следовало присмотреться не только Москве, но и Тегерану. Ведь ситуация, создавшаяся в южнокавказском регионе затрагивает иранские интересы не только в плане глобальных амбиций, с которыми выступает на международной политической арене Анкара. Наличие наемников, которых сюда, буквально на пороге дверей Ирана, запустили турки, должно очень сильно беспокоить руководство Исламской республики.
Ведь тот же Тегеран давно уже делает все возможное, чтобы сдерживать волны мирового терроризма на дальних подступах своих государственных границ. Финансирует войну с джихадистскими боевиками-наемниками в Сирии и Ливии, снабжает оружием, боеприпасами, отправляет своих добровольцев на поля этой войны.
И тут вдруг оказывается, что Турция нашла лазейку не в дальних далях, на Средиземноморье и на Ближнем Востоке, а прямо тут, "под носом" у Ирана. Используя Азербайджан и карабахское противостояние, смогла переправить на иранские северные границы тысячи "псов войны". Как на это будет реагировать Тегеран, в принципе, уже понятно. Иранская дипломатия обычно медленно запрягает, да быстро едет.
Перетерпев десять дней яростных боев, проходящих в непосредственной зоне видимости от своих границ, власти Ирана, кажется, решили действовать. "Иран не позволит приблизиться к нашим границам террористам, с которыми мы воевали на протяжении многих лет… Это неприемлемо, о чем мы прямо заявили нашим соседним странам", - заявил президент Ирана Хасан Роухани.
Риторика высказываний Алиева начала меняться
Да и руководители внешнеполитических ведомств России и Ирана Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф уже успели созвониться и обменяться мнениями касательно сложившейся ситуации.
"Подчеркнута опасность вовлечения в него боевиков-радикалов незаконных вооруженных формирований из Сирии и Ливии. Констатирована безальтернативность дипломатического урегулирования, началом которого должно стать прекращение огня без предусловий", - сказано в сообщении, которое распространило российское внешнеполитическое ведомство после этого телефонного разговора.
В общем, следует понимать так, что на десятый день кровопролитных военных действий по всему периметру линии соприкосновения в Карабахе крупные региональные акторы наконец-то встрепенулись и начинают действовать.
На самом деле есть основания предполагать, что в ближайшие дни как минимум на международной политической арене Турцию и Азербайджан будут ожидать серьезные разборки. И в первую очередь касательно того, кто, как и почему запустил в регион, безраздельно контролируемый Россией и Ираном, "псов войны" — наемников-джихадистов.
А Москва и Тегеран действительно в состоянии "дать прикурить" не только Баку, но и Анкаре, как это периодически случается на сирийском плацдарме, в рамках, скажем, астанинского формата. В самом Апшероне, кажется, уже начали осознавать, что провалившийся блицкриг, на который и рассчитывали, ввязываясь в авантюру с применением боевиков-наемников, может обернуться серьезными проблемами.
Во всяком случае именно после сенсационного заявления директора российской СВР Нарышкина уже состоялись телефонные разговоры Алиева с Роухани и Путиным. Благо, повод позвонить российскому президенту был. Следовало поздравить с днем рождения… Ну и заодно прощупать ситуацию, поскольку до этого, как хвастался Алиев, он Путину не звонил. О Карабахе, конечно же, говорили, не без того. Подробности неизвестны, однако тональность высказываний Алиева серьезно изменилась.
Если в начале авантюры азербайджанский президент утверждал, что ни о каких переговорах речи быть не может и что "война до победного конца", то сейчас речь уже идет о смене списка стран-гарантов карабахского урегулирования, о включении Турции в состав сопредседателей МГ ОБСЕ.
Ну, о роли самой Турции и о том, как на ее присутствие в составе сопредседателей могут отреагировать в Ереване и Степанакерте, думаю, говорить не стоит…