Tert.am побеседовал с бывшим министром иностранных дел Арцаха, Чрезвычайным и Полномочным послом Арманом Меликяном о последних заявлениях президента Азербайджана Ильхама Алиева. По его словам, сейчас не стоит ожидать международного отклика. «Пока ситуация рассматривается в рамках логики Мадридских принципов и независимость Арцаха не признана. Более того, до мирного урегулирования вопроса Арцах продолжает рассматриваться как часть Азербайджана», - сказал он.
- Г-н Меликян, в эти дни обсуждаются заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что переговоров нет, и в этом виновата Армения. Вы также думаете, что Али предупреждает о начале войны, или же он просто прибегает к такой риторике, чтобы что-то дать понять что-то своей собственной и международной аудитории?
- Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что Алиев пытается создать впечатление, будто Армения собирается начать военные действия. Официальный Баку обычно говорил о том, что оставляет за собой право в любое время, инициировав боевые действия, установить военно-политический контроль над нынешней территорией Арцаха.
В апреле 2016 года он даже перешел от слова к делу, но не добился ожидаемого результата. В июле этого года противник потерпел поражение также в тавушских боях. Но одним из важных результатов всего этого было то, что такое агрессивное поведение азербайджанской стороны предоставило армянской стороне карт-бланш на инициирование превентивных военных ударов и действий в любой момент, и, вероятно, именно это и пытается подстраховать президент Азербайджана, выступая с заявлениями подобного толка.
- Естественно, Алиев должен считать руководство Армении виновным в любом вопросе. На ваш взгляд, если смотреть объективно, виновата ли армянская сторона в создании такой ситуации в переговорном процессе по нагорно-карабахскому конфликту?
- Здесь нет проблемы вины. На протяжении долгого времени азербайджанская сторона сформировала для себя довольно комфортную переговорную среду по мирному урегулированию конфликта, и рассматривала урегулирование конфликта исключительно в рамках тезиса о сохранении территориальной целостности Азербайджана, чему способствовал подход официального Еревана, который предусматривал передачу территорий в обмен на признание официальным Баку права Арцаха на самоопределение в границах НКАО. Поведение нынешних властей Армении вызвало некоторое замешательство в лагере противника, нарушило прежний комфорт, поскольку с одной стороны хотя официальный Ереван продолжает игнорировать вопрос сохранения территориальной целостности Арцаха, но с другой стороны заявляет, что Арцах - это Армения. По большому счету, можно предположить, что официальный Ереван посредством этой дихотомии пытается подтолкнуть азербайджанскую сторону к более мягкому компромиссу. На мой взгляд, азербайджанская сторона не отступит перед таким политическим давлением.
- Азербайджанская сторона провоцирует на границе, говорит о бесперспективности переговоров после того, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали стороны вернуться за стол переговоров. Как вы думаете, какой должна быть в этом случае международная реакция, о чем говорит молчание?
- Не стоит ожидать международного отклика. Пока ситуация рассматривается в рамках логики Мадридских принципов и независимость Арцаха не признана. Более того, до мирного урегулирования вопроса Арцах продолжает рассматриваться как часть Азербайджана. Это молчание говорит о том, что, по сути, ничего не изменилось. И не изменится, если официальный Ереван и Степанакерт на практике действительно не выступят с новыми подходами.
- Армянская сторона отреагировала на заявления Алиева на уровне пресс-секретаря МИД, глава МИД назвал их эмоциональными и отказался от комментариев. Как вы оцениваете позицию армянской стороны, адекватна ли она ситуации?
- Вероятно, на самом деле пока официальный Ереван может оставаться в тени, возложив миссию по смягчению сетований официального Баку и привлечению его к столу переговоров на сопредседателей Минской группы.
- Идти на переговоры? Если да, то с какой повесткой?
- Официальный Ереван уже заявил, что готов возобновить встречи, если, к примеру, встреча на уровне министров иностранных дел двух стран состоится в этом году, то вряд ли она принесет ощутимые результаты. Я думаю, что пришло время для формирования новой или обновленной повестки переговоров.
- Президент Арцаха Араик Арутюнян дает интервью на фоне происходящего и заявляет, что Арцах - это Армения и точка. Когда Никол Пашинян сделал такое заявление, то пришлось внести правки, чтобы сделать его понятным для международного сообщества, поскольку это не совсем совпадало с содержанием предыдущих заявлений. Помогает ли подобное заявление президента Арцаха Армении укрепиться в переговорном процессе или может снова вызвать проблемы?
- Одно могу сказать точно: расширение сферы политической ответственности и инициативности нынешних властей Арцаха действительно может способствовать мирному урегулированию конфликта.
Напомним, что арцахский конфликт начался в 1988г., когда в ответ на мирное требование на самоопределение населения Арцаха (Нагорного Карабаха)- аннексированного советским Азербайджаном в 1921г., азербайджанские власти осуществили этнические чистки против армянского населения-сначала в больших городах Азербайджана, а потом и в Арцахе.
В сентябре 1991-ого, Арцах объявил о своей независимости, следствием чего стало усугубление насилия и развязывание крупномасштабных военных действий со стороны Азербайджана. После ряда поражений, в мае 1994 года власти Азербайджана были вынуждены просить у Республики Арцах перемирия.
В ночь с 1 на 2 апреля 2016 года азербайджанская сторона начала широкомасштабное наступление на Республику Арцах.
Масштабные военные действия велись по всему периметру арцахско-азербайджанской линии соприкосновения между Армией обороны Республики Арцах и вооруженными силами Азербайджанской Республики.
3 апреля азербайджанская сторона объявила о прекращении огня в одностороннем порядке, однако продолжала военные действия и обстрелы мирных жителей в Мартакерте.
12 июля, в 13:45, военнослужащие Вооруженных сил Азербайджана повторили попытку захвата пограничной позиции Вооруженных сил Армении, открыв артобстрел, но были подавлены армянской стороны, понеся потери, были отброшены.
Азербайджанская сторона продолжила артобстрелы также 13 июля.