Судя по заседанию парламента, министр НОКС Араик Арутюнян не вписывается в этом качестве в картину мира будущей просвещенной и процветающей Армении. Если проще, оппозиционные парламентские партии потребовали отставки главы НОКС.
КОНЕЧНО, НЕ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ Г-НА АРУТЮНЯНА В ЭТОМ КРЕСЛЕ, да и вообще не видеть - перспектива радужная, хотя, видимо, практически нереализуемая. Вопрос тем не менее в другом: с ним или без него продолжит ли "шагающая" Армения настаивать на том, что отсутствие государственной концепции образования и культуры тоже концепция?
Уже пару месяцев назад культовая сказка Шарля Перро обрела новое прочтение. Согласно этой обновленной версии "Золушки", тыква в ней должна была превратиться не в карету, а в вице-премьера. Если без метафор, заговорили о непримиримых противоречиях, возникших между премьером и вице-премьером Тиграном Авиняном, о том, что по завершении чрезвычайного положения Авинян будет смещен с поста, а его место займет Араик Арутюнян. То-то обрадовались люди науки, образования и культуры! Пускай назначают хоть Папой Римским, навешают орденов все выше и выше - лишь бы подальше от нас! От сфер, которые, как перо к штыку, давно приравнены к нациообразующим и имманентным, в которых накопилось огромное количество проблем и в которых Араик Арутюнян, проявив недюжинный талант, не угадал ни одной мелодии даже с семи нот.
Но, прежде чем случится ожидаемое и многообещающее повышение, оппозиционные парламентские партии потребовали усекновения самой светлой главы наших с вами отечественных науки, образования культуры и даже спорта. В фокусе внимания возмущающихся, естественно, оказалось образование, ставшее в последние месяцы топовой темой, так что не будем на этом останавливаться. Но министру также припомнили фанфары в честь того, что вузы Армении отныне самоуправляемы и государство не будет вмешиваться в выборы их руководства и последовавшее за ними насаждение "своих" в Госунте и Нархозе, да еще с многочисленным нарушением законов.
"Вы внесли неоценимый вклад в возникновение кризиса в управлении этими вузами", - заметила одна из парламентариев. Недобрым словом была помянута программа министерства Dasaran.am, тоже идущая под громкий звук труб (в трубу Арутюнян трубил лично), поглотившая немало госфинансов и внезапно им же объявленная сомнительной. Теперь будем заменять эту платформу на новую - что, естественно, потребует новых вложений! Недостаток коммуникации между министерством и обществом, в котором министр видит проблему, также был объявлен результатом его болезненной нетерпимости к любому инакомыслию. "Никогда, ни в какие времена мы не сталкивались с таким цинизмом и откровенным хамством главы ведомства, как в случае с Арутюняном", - заявила позже Наира Зограбян от лица сосидельцев по партии "Процветающая Армения".
НАСЧЕТ КРАЙНЕЙ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ мыслительных процессов, происходящих в голове министра, г-жа Зограбян умолчала, вероятно, не желая опускаться до его уровня и переходить на личности. Также она не подчеркивала, что никто не запалил так всю глубину заказанности школьной реформы, как глава ведомства. А стоило бы. Ведь даже плохой оратор, защищая собственные убеждения, все-таки находит нужные слова, чтобы подкрепить продуманные и прочувствованные тезисы. Араик Арутюнян же во всех своих многочисленных выступлениях по поводу реформы на вопрос, зачем надо объявлять войну арменоведению, неизменно отвечает одно и то же: "Чтобы молодому поколению и в голову не могло прийти голосовать за республиканцев и "Процветающую Армению". Высокая цель! А главное - невероятно обширная.
Но что самое поразительное - в стенах парламента прозвучало слово "культура"! Правда, вспомнили о ней исключительно с тем, чтобы отвесить очередную оплеуху пока еще министру, но ведь вспомнили же!
"Где наша культура?- вопрошала депутат от "Просвещенной Армении" Анна Костанян. - Я направляю в ваше ведомство различные запросы по различным проблемам и в ответ получаю какие-то ссылки на законы, которые вовсе не отвечают на главный вопрос - у нас вообще есть культура или ее нет, в каком направлении она развивается?"
А ведь культуры нет, нет ее развития, и нет направления этого развития. И отряд не заметил потери бойца! Да он его изначально и не обнаруживал. "Реформа" образования хотя бы оказалась в фокусе внимания общественности - нашла своих ярых противников и, судя по всему, немногочисленных поклонников. С культурой все гораздо хуже. Теперь уже окончательно ясно, что оптимизация министерств, которая анонсировалась как борьба с многочисленными захребетниками, присосавшимися к государственному бюджету, была пшиком. Захребетники, теперь уже иные, как сосали госбюджет, так и сосут - в том же кадровом составе.
ОПТИМИЗИРОВАЛИ НЕ ИХ - ОПТИМИЗИРОВАЛИ КУЛЬТУРУ. До полного, так сказать, искоренения. И то, что культура наделена собственным иммунитетом и таланты будут продолжать рождаться и писать книги, симфонии и картины, ставить спектакли и снимать фильмы, - слабое утешение. Это системного развития никак не гарантирует - того развития, которое нужно стране и людям, но не нужно государству. Государству, которому нужна реформа образования, направленная не на человека, а против человека. И каким бы малосимпатичным и малоумным ни был Араик Арутюнян, не в нем дело. Хотя недавно один деятель культуры рассказывал, как ему в свою очередь рассказывал помощник и референт мегаминистра, на свадьбе которого он по совместительству был посаженым отцом, "У Араика пока не находится времени, чтобы заняться проблемами культуры, поэтому знакомлюсь с ними я"… Времени, скорее всего, так и не найдется. И не потому, что Араика Арутюняна снимут.
Если звучащий в последнее время все чаще и чаще и докатившийся до Национального Собрания лозунг "Араик, уходи!" рассматривать как большую метафору, тогда есть смысл. Если араик - это зеркало армянской демократии, воплощение политического курса в области образования и культуры, то требование его поменять - насущное требование. Требование сохранить себя, свое лицо, сделать его умнее, эрудированнее, тоньше, терпимее. Требование стереть с этого лица гримасу ненависти и обрести покой и добрые чувства во взгляде. А иначе какая разница, какая тыква поведет нас другим путем?