15 сентября Парламент Армении завершил процедуру голосования по вопросу избрания судей Конституционного суда. По его результатам новыми судьями стали Эдгар Шатирян, Артур Вагаршян и Ерванд Хундкарян. Однако в голосовании, которое проходило тайно, участвовали лишь депутаты правящей партии «Мой шаг».
Две оппозиционные фракции: «Просвещенная Армения» и «Процветающая Армения» — объявили бойкот. По их словам, проблема не в кандидатах, а в незаконности процессов вокруг Конституционного суда.
Новые судьи: почему они были нужны КС
Избрание новых судей в Конституционный суд Армении потребовалось в связи с тем, что ещё в конце июня Парламент страны принял скандальные поправки к закону «О Конституционном суде». Согласно принятым поправкам, ни один судья высшего судебного органа не имеет права оставаться на должности более 12 лет. Как известно, Конституционный суд Армении состоит из 9 судей. А поскольку трое действующих на тот момент судей проработали в КС больше положенного по новым законам срока, они были сразу же лишены своих полномочий. Таким образом, места судей Альвины Гюлумян, Гранта Назаряна и Феликса Тохяна оказались вакантными.
При этом глава КС Грайр Товмасян, вступивший в должность всего 2 года назад, также был смещён с занимаемой позиции и оставлен в качестве рядового члена суда.
Согласно действующему законодательству, выдвигать кандидатуры троих кандидатов в судьи КС на рассмотрение Парламенту могли президент, правительство и общее собрание судей.
Кандидатом, представленным президентом Армении, стал завкафедрой теории права и истории юридического факультета Ереванского государственного университета, профессор Артур Вагаршян. Кандидатура Вагаршяна была представлена специально собранной экспертной группой ещё в 2018 году наряду с двумя другими кандидатами. Однако в 2019-м членом КС был избран другой кандидат от президента ― Ваге Григорян, юрист, долгие годы представляющий интересы жертв мартовских событий 2008 года и первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Но президент принял решение вновь выдвинуть кандидатуру Вагаршяна, несмотря на то, что ранее она была отвергнута правящей партией страны, и ходили слухи о том, что это повторится вновь. За кулисами поговаривают о том, что избрание Вагаршяна должно способствовать развитию положительной динамики в отношениях между оппозицией и властью, однако сам судья отрицает свою причастность к такого рода процессам, ссылаясь на то, что не является сторонником подковёрных интриг. За кандидатуру Вагаршяна проголосовало 86 депутатов.
Кандидатом от правительства Армении стал доцент кафедры конституционного права Ереванского государственного университета Эдгар Шатирян. Шатирян известен также и тем, что состоял в Комиссии по предотвращению коррупции, созданной в 2019 году в рамках выполнения превентивной и образовательной функций по борьбе с незаконной растратой финансов. Если кандидатура остальных двух претендентов вплоть до 15 сентября оставалась под сомнением, в выборе Шатиряна, похоже, не сомневался никто, кроме оппозиционных депутатов, которые в результате отказались участвовать в голосовании. В частности Шатиряна обвиняли в незаконном обогащении при прежних властях и сокрытии доходов и имущества аффилированных с ним лиц. Однако обвинения оппозиции не помешали Парламенту отдать 85 голосов за Шатиряна и избрать его одним из судей Конституционного суда.
Кандидатом от Общего собрания судей, набравшим 84 голоса, стал Ерванд Хундкарян, который до 2018 года возглавлял гражданскую и административную палаты Кассационного суда. Стоит отметить, что до момента его избрания в СМИ распространялась информация об отрицательном заключении по кандидатуре Хундкаряна, представленном Комиссией по предотвращению коррупции. Некоторые злопыхатели утверждали, что сей факт может негативно повлиять на выборы кандидата в Парламенте, равно как и былые обвинения в адрес Хундкаряна из-за закрытия телекомпании «А1+» в период правления президента Роберта Кочаряна.
Экс-судьи КС: обида или восстановление справедливости?
Пока избирались и утверждались кандидатуры на пост новых судей в КС, прежние судьи, внезапно лишённые своих полномочий, не сидели сложа руки. От имени трёх экс-судей ― Альвины Гюлумян, Гранта Назаряна и Феликса Тохяна, а также бывшего председателя КС Грайра Товмасяна был направлен иск в Европейский суд по правам человека с требованием признать правонарушения, приведшие к прекращению их полномочий на прежних должностях.
По словам представителя истцов в Евросуде Сирануш Саакян, обращение в ЕСПЧ касается первым делом права на судебное следствие, вмешательства в личную и профессиональную жизнь. Также в нём рассмотрены вопросы, связанные с правом собственности, дискриминацией и запретом ограничивать права по основаниям, не установленным Европейской конвенцией. По словам Саакян, рассмотрение иска может занять до трёх лет.
В начале июля текущего года в СМИ появилась информация о том, что иск не будет удовлетворён. Эти слухи были связаны с тем, что наряду с вышеупомянутым обращением истцы также подали в ЕСПЧ иск с требованием приостановить процесс внесения изменений в Конституцию Армении, а именно принять обеспечительные меры, согласно 39-му правилу Регламента ЕСПЧ. Этот иск был отклонён Евросудом, что совершенно не предполагает отклонения основного иска истцов, как это усиленно трактуется сторонниками действующей власти.
Конституционные реформы в Армении: чего ожидать?
Утверждение кандидатов в судьи Конституционного суда 一 это лишь продолжение процесса реформ в данной области, а никак не заключительная их часть. Впереди решение вопроса об объединении Кассационного и Конституционных судов. Напомним, что ещё 12 февраля премьер-министром Армении Николом Пашиняном был подписан документ о создании экспертной Комиссии по конституционным реформам, которая призвана работать над изменениями в данной области.
22 августа в СМИ появилась информация о том, что Комиссия одобрила объединение Конституционного и Кассационного судов и формирование Верховного суда. При этом сообщались следующие подробности. Как выясняется, имеют место быть две концепции развития конституционных реформ. Одна из них включает в себя развитие системы правосудия в в рамках действующей модели. За неё проголосовали 7 членов Комиссии по конституционным реформам. Вторая концепция, набравшая на один голос больше, предполагает децентрализацию конституционного контроля и объединение высших судебных инстанций․
Казалось, что с выбором трёх судей ситуация успокоится, однако кризис вокруг суда только углубился. На этот раз своё возмущение выразили сторонники Пашиняна из крыла первого президента Армении Левона Тер-Петросяна и активисты Фонда Сороса в Армении. Первые возмущены тем, что Хундракян и Вагаршян относятся к «старой» гвардии юристов, а Хундракян был непосредственно связан с закрытием оппозиционного канала «А1 плюс». А вторым не понравилось, что среди трёх новых судей нет ни одного «своего» судьи, который бы вместе с Ваге Григоряном проталкивал их линию в КС.
Фактически Никол Пашинян (а без его согласия никто бы и не избрался) доказал, что:
1. Преследование Грайра Товмасяна носило исключительно политический характер.
2. Телеканал А1+ был закрыт на вполне правовых основаниях.
3. Демонизированная судебная система экс-властей легитимна.
P. S. После состоявшихся выборов судей Руководитель аппарата Конституционного суда Эдгар Казарян опубликовал на своей странице в Facebook многозначительную запись: «Беспрецедентная реальность в Конституционном суде за время моей работы, пожалуй, также за всю историю Конституционного суда. На сайте Конституционного суда Армении пустой график заседаний».