В восточной части Средиземного моря вырисовывается очень интересная геополитическая конфигурация. США проводят совместные с Турцией военные учения. Франция и Италия в тех же водах в то же время проводят свои военно-морские учения совместно с Грецией и Кипром. И именно за них своих европейских союзников осуждает Германия…
Турция изрядно лукавит
"Мы должны найти опору для начала политической дискуссии и переговоров. Проведенные сегодня военные маневры, безусловно, этому не помогают". Такое заявление 26 августа сделал министр обороны Германии Аннегрет-Крамп Карренбауэр, имея в виду учения, проводимые Грецией, Кипром, Францией и Италий в той же акватории, где "разминают мускулы" турецкие TCG BARBAROS и TCG BURGAZADA и американский эсминец USS WINSTON S. CHURCHILL.
Получая такую политическую поддержку от Берлина, Анкара откровенно и предсказуемо начинает огрызаться на действия Парижа. Франция уже перебросила на Кипр два истребителя Rafale и фрегат Lafayette для защиты Греции от Турции.
"Страна хочет усилить свое присутствие в регионе, чтобы защитить Грецию от агрессивных действий Турции", - комментировал тогда действия Франции Reuters.
"Не являющаяся гарантом по Кипру, Франция с такой позицией несет ответственность за нынешнюю напряженность в Восточном Средиземноморье", - сейчас комментирует сложившуюся ситуацию официальный представитель МИД Турции Хами Аксой.
Но, следует отметить, что в заявлении турецкого внешнеполитического ведомства присутствует определенная доля лукавства.
Ведь не далее как в прошлом месяце, едва ли не на рейде ливийской столицы Триполи турецкие военные корабли взяли под прицел французский фрегат, который пытался проверить грузовое судно на предмет наличия оружия.
Моряки пытались выявить факт нарушения оружейного эмбарго, в котором подозревали турецкое торговое судно, однако перед превосходящими силами отступили.
Ну и понятно, что после подобного инцидента Париж "захочет убедиться в том, что в регионе соблюдается свобода передвижения и безопасность морского судоходства, а также верховенство международного права" (из официального заявления французской стороны). Как бы то ни было, у турецкой стороны после заявления немецкого министра обороны Карренбауэр словно бы открылось второе дыхание.
"Современная Турция уже не та страна, что готова к уступкам. Анкара предпримет все шаги для защиты национальных интересов в регионе и готова заплатить за это любую цену. Турция возьмет то, что ей полагается и в Средиземном, и в Эгейском, и в Черном морях" - именно такое, достаточно агрессивное заявление в тот же день сделал турецкий президент Эрдоган.
Риторика и поступки сторон не внушают надежды, что диалог наладится
Вообще риторика представителей конфликтующих сторон – и особенно Турции – весьма далека от дипломатических экивоков. Чего стоит лишь следующее высказывание Эрдогана: "Греция - страна, которая не достойна называть себя даже наследником Византийской империи, сегодня, заручившись поддержкой ЕС, пытается творить беззаконие и пиратство в регионе".
Да и министр обороны Турции Хулуси Акар, который в последнее время весьма активен на политических подмостках, далеко от своего шефа не ушел. Конечно же, проблемы восточного Средиземноморья необходимо решать посредством диалога, утверждает он, "в противном случае могут последовать весьма нежелательные ситуации и последствия".
А еще Хулуси Акар утверждает, что военные суда его страны будут находиться в зоне буровых работ в Восточном Средиземноморье столько времени, сколько потребуется исследовательскому судну "Оруч Реис" для сейсмической разведки на греческом морском шельфе близ острова Кастелоризо.
Греция, по большому счету, своим поведением от турецкой стороны не особо отличается. И хотя риторика греческого руководства, конечно же, выдержана в более умеренных тонах, политические шаги, к которым прибегают Афины, достаточно активны. Недавно Греция подписала соглашение с Египтом, воспользовавшись тем, что Турция послушалась уговоров Германии и вывела свое исследовательское судно из спорной акватории в ожидании переговоров, на которых настаивали европейцы.
Ну и сейчас Афины не намерены уступать. Стало известно, что Греция собирается расширить территориальные воды вдоль всего своего западного побережья - с нынешних шести до двенадцати морских миль вглубь моря. Об этом официально заявил премьер-министр Кириакос Мицотакис. А еще греческий премьер назвал поведение Турции провокационным, незаконным и заявил, что Греция, конечно же, готова на переговоры, на которых настаивает Германия. Но при одном категорическом условии – сейсмические работы, которые проводит в спорных водах "Оруч Реис", должны быть прекращены.
"Наша позиция предельно ясна и может быть сформулирована в следующих словах: когда провокации прекратятся, можно будет начать переговоры" - сказал Мицотакис.
Фактор НАТО волнует и Евросоюз, и Соединенные Штаты
Очевидно, что конфликтующие стороны настроены категорично, и отстаивать свои права будут до последнего. Вплоть до применения военной силы. Это обстоятельство не может не тревожить как европейские страны, так и Соединенные Штаты. Ведь кроме всего прочего складывается ситуация, при которой с первым же выстрелом (неважно, кем он будет сделан в восточном Средиземноморье) можно ставить крест на Североатлантическом Альянсе НАТО.
Как распределились симпатии среди членов военного блока – уже понятно. И если Германия почти открыто поддерживает Турцию, то Франция уже без всякого "почти" защищает права Греции. Подобный расклад, безусловно, станет ударом, образно говоря, в солнечное сплетение, после которого НАТО вряд ли оправится.
Именно поэтому руководство Североатлантического Альянса в лице Йенса Столтенберга во время совместной пресс–конференции с премьером Германии Ангелой Меркель уделил средиземноморскому конфликту такое внимание.
"Мы все глубоко озабочены ситуацией в Восточном Средиземноморье. Я нахожусь в постоянном контакте с Грецией и Турцией, и я призываю к разрешению ситуации в духе солидарности между союзниками и в рамках международного права. Диалог и деэскалация находятся в общих интересах".
Интересно, что так же активно, засучив рукава, пытается "разрулить" конфликт даже президент Соединенных Штатов Трамп, которому сейчас, кажется, совсем не до этого. Ведь отвлекаясь на Средиземноморье, он рискует проигранными очками в предвыборной гонке.
Однако даже в этом случае Трамп нашел время поговорить и с турецким президентом Эрдоганом, и с греческим премьером Мицотакисом. В разговорах с обоими, конечно же, фигурировал фактор наличия НАТО. Трамп "призвал двух союзников по НАТО быть приверженными диалогу по поводу их разногласий по Восточному Средиземноморью". Но даже это не помогло. Турция продлила сроки работ своих поисковых кораблей до первого сентября.
А собравшиеся в Берлине министры иностранных дел стран-членов ЕС чуть ли не просят Эрдогана, чтобы тот остановил работы в спорных водах и сел за стол переговоров с греками. Дело дошло до завуалированных угроз в том плане, что если до саммита ЕС (24-25 сентября) переговоры не начнутся, то диалог между ЕС и Турцией будет осложнен.