"Сейчас задача Лукашенко - сохранить в единстве свою команду и лояльность силовых структур", - отмечает в интервью "ГА" политолог, профессор МГИМО Андраник МИГРАНЯН.
- Андраник Мовсесович, поговорим о Беларуси и происходящих в этой стране процессах. Как вы их охарактеризуете?
- Происходящее в Беларуси - классическая попытка осуществления цветной революции. Еще до выборов уже было ясно, что их объявят недействительными или сфальсифицированными. Так было в 2004 году во время первого майдана на Украине, так происходит везде, где оппозиция, не признавая итоги выборов, выводит народ на улицы. Люди устают от старых властей, потом это накладывается на некоторое ухудшение экономического, социального положения плюс усугубляющийся в условиях пандемии коронавируса кризис - все это сыграло свою роль в ситуации с Беларусью. А дальше, как водится, пользуясь поддержкой западных структур - политических, информационных и т.д., - делается попытка под давлением масс, мобилизуемых на уличные протесты, осуществить смену власти.
В происходящем в Беларуси можно найти некоторые параллели с ситуацией в Армении в апреле 2018 года. Хотя тогда в Армении не было президентских выборов, но все же выборы были, равно как и смена формы госуправления по новой Конституции, и это было использовано для осуществления "бархатной революции". Обстоятельства в разных странах разные, но механизмы в принципе одинаковые. С другой стороны, есть многое, что отличает ситуацию в Беларуси от ситуации в Армении образца апреля 2018-го. Хотя бы потому, что, скажем так, "белорусский запад", бывший когда-то частью Литвы или Польши, культурно, цивилизационно больше идентифицирует себя не с Россией, а с Центральной Европой - той же Литвой, Польшей. Между тем подавляющее большинство белорусов, проживающих на востоке и в центральной части страны, - это люди, ориентированные на Россию.
Другой важный фактор в Беларуси - проблема лидера. Конечно, от Лукашенко, рулящего страной на протяжении 26 лет, есть определенная усталость - это факт. Но факт и то, что на протяжении всех этих лет Лукашенко, имея свой электорат, добился невероятных успехов на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что ни один завод, ни одно промышленное производство, которые остались в наследство от СССР, не были закрыты. Все люди сохранили работу, вся промышленность была сохранена.
- Кажется, и в этом многие эксперты видят проблему…
- В общем так и есть. Какой ценой все это было сохранено? Гарантом этого сохранения, конечно, была Россия, субсидировавшая белорусскую экономику миллиардами. При этом, обратите внимание, во всех соседних с Беларусью республиках все было уничтожено. В Прибалтике нет ни одного завода, молодежь убегает в Европу. Украинцы выезжают в Польшу и другие страны, готовы работать за гроши, собирая где-нибудь в Европе урожай или занимаясь другим низкооплачиваемым трудом, чтобы обеспечить себе и своим семьям хоть какие-то средства к существованию. Ничего подобного в Беларуси не наблюдалось. Еще один момент, на который надо обратить внимание: мы всегда знали, что Лукашенко - волевой, сильный диктатор, но кризис воочию показал, что он готов на все, чтобы сохранить власть. И здесь надо отметить: делает он это не только потому, что хочет защитить себя и собственную власть, но и потому, что он действительно думает о своей стране, о том, что будет с Беларусью, если к управлению государством придут люди с улицы, работающие под диктовку Запада. Смотрите, сегодня все говорят, что у белорусской оппозиции нет руководителей. Но она просыпается утром и видит, что на польском ресурсе NEXTA уже все задания даны: что делать дальше, какие действия осуществлять. Лукашенко на протяжении многих лет периодически осуществлял чистку оппозиции, и в первую очередь оппозиции, ориентированной на Россию. Сам он на протяжении 26 лет, говоря о необходимости объединения с Россией, тормозил и блокировал этот процесс. Во многом потому, что мечтал о президентстве в едином государстве Россия - Беларусь, другие варианты его мало устраивали. А ведь в 1994 году он пришел к власти в самой Беларуси именно под лозунгами объединения с Россией. И потом, бесконечно тормозя процесс, стал, естественно, вызывать определенное раздражение в Москве. Потому что, как я уже говорил, за счет России Беларусь обеспечивала свою стабильность, сохранила и приумножила промышленный потенциал.
- При этом, учитывая чрезвычайно важное геополитическое и геостратегическое значение Беларуси для России, такой подход с российской стороны логичен, равно как и то, что некоторое "раздражение" не перетекало во что-то другое…
- Более того, в Москве никто не был заинтересован в свержении Лукашенко, да еще непонятно, с каким результатом. Или улица бы пришла к власти, или прямые ставленники Запада, или просто хаос бы возник на этом пространстве - кто знает? Поэтому, несмотря на довольно критическое отношение к Лукашенко, особенно в свете его грубых антироссийских выпадов перед выборами, Москва все же повела себя сдержанно. Собственно, все шло к тому, чтобы в Беларуси свершилась цветная революция, но два обстоятельства этому пока что помешали и, скорее всего, помешают. Во-первых, Лукашенко во время этого кризиса доказал, что он боец, сильный, волевой человек. Он не испугался. Изначально была определенная растерянность, потому что он не ожидал, что начнут бастовать заводы и рабочий класс, то есть ядро его электората, не ожидал, что будут столь массовые выступления, тем более в поддержку домохозяйки Тихановской. Конечно, ясно, что эта женщина не играла никакой роли и, поддерживая ее, люди просто выражали свое недовольство и усталость от Лукашенко, который к тому же своими антироссийскими заявлениями потерял влияние на значительную часть своего же электората.
Возвращаясь к обстоятельствам, которые, скорее всего, помешают осуществлению в Беларуси цветной революции… Второе обстоятельство заключается в том, что все эти годы, будучи у власти, Лукашенко создавал в стране мощные силовые структуры. А мы знаем, что во время так называемых революций или предреволюционных ситуаций очень важное значение имеет то, как себя поведет силовой блок властей. Пока что этот силовой блок, за редким исключением, остался верен Лукашенко. Сейчас его главная задача - сохранить в единстве свою команду, чтобы не было раскола во власти, и сохранить лояльность силовых структур. В этом ему, конечно, серьезно помогают фактор союзного государства и российский фактор в целом.
Россия ни в коем случае не настроена на то, чтобы потерять Беларусь. Обратите внимание на то, как российские СМИ грамотно нейтрализуют действие и польских, и западных СМИ. И, кстати, любопытный момент: Запад тоже не торопится применить какие-то жесткие санкции против Лукашенко, видимо, на сей раз (редкий случай) осознавая последствия в данной ситуации любых неаккуратных "телодвижений".