Небольшие гостиницы, действующие в Армении и оставшиеся без доходов, смогут получить поддержку от правительства Армении. Постановление о 23-м пакете антикризисной поддержки было принято на заседании правительства, передает Sputnik Армения.
Как заявил министр экономики Тигран Хачатрян, помощь получат компании, которые были созданы до 31 марта 2020 года, занимаются гостиничным хозяйством, общественным питанием или туристическими услугами, то есть работают в отраслях, наиболее ощутимо пострадавших от кризиса. Помощь будет выдана в виде грантов на выплату зарплат: на предприятии рассчитают усредненную зарплату, а потом выдадут ее в виде гранта. Особо поощрят компании, которые старались не прибегать к сокращениям. Так, если за последний год компания сохранила более 70% своего штата, ей предоставят грант из расчета на каждого третьего сотрудника, если от 20 до 70% - то на каждого четвертого.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: СПУСТЯ 22 АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ, спустя полгода после официального признания наличия в Армении коронавируса, закрытия границ, полного прекращения турпотока и старта беспрецедентного кризиса в туриндустрии руки армянского правительства наконец дошли и до этой сферы. Что ж, ничего не скажешь, слишком "оперативно" исполнительная власть реагирует на происходящие процессы, слишком "правильно" расставляет приоритеты.
Чтобы понять, какая по своему значению отрасль была фактически обделена первоочередным вниманием правительства, приведем некоторые цифры. Так вот, в прошлом году Армению посетило более 1 млн 890 тысяч туристов. Иностранные туристы потратили в стране порядка 1,5 миллиарда долларов. На пальцах одной руки можно сосчитать отрасли экономики Армении, обладающие аналогичным финансовым потенциалом. А если учесть, что, по сути, речь идет о полуторамиллиардных инвестициях, то и вовсе турсфера в нашей экономике исключительна и незаменима. Была…
В этом году, разумеется, показатели рухнули. Так, в первом полугодии Армению посетили всего 311 тысяч туристов, тогда как в прошлогоднем январе-июне их число достигало 770 тысяч. Это означает, что армянский туризм и смежные сферы потеряли почти 460 тысяч клиентов и почти 400-миллионного финансового притока. Причем это пока. К концу года потери как минимум удвоятся. Подобную ситуацию и кризисом не назовешь. Это просто катастрофа. Катастрофа, о наступлении которой правительству было известно полгода назад, когда принималось решение о закрытии границ, когда отменялись авиарейсы. Заметьте, при всем при этом начиная с марта и до середины августа туризм был вне зоны повышенного внимания власти.
ВПРОЧЕМ, ГОВОРЯТ, ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА. Вопрос в том, что именно происходит поздно. Речь о содержании 23-й антикризисной программы, о ее целях и задачах. На самом деле к туризму она (программа) имеет весьма косвенное отношение. Скорее тут решаются социальные вопросы, поддерживается государством рынок труда, а не туристическая сфера и занятые в ней бизнес-структуры. Главная идея заключается в том, чтобы мотивировать руководителей компаний меньше сокращать сотрудников. Но зачем вообще держать сотрудников, платить им зарплаты, если клиентов нет вообще, если бизнес стоит? Это что, такая форма благотворительности? Более того, абсолютно не известно, когда они (клиенты) начнут появляться. Ведь пока еще нет ясности относительно перспектив коронавирусной ситуации, нет ясности в плане сроков возобновления авиасообщения. В общем, все в тумане. И в этом тумане правительство предлагает бизнесу путь, ведущий разве что к банкротству в ускоренном темпе. Более того, стимулируется оплата труда без самого труда.
Да, сфера туризма оказалась в тяжелейшем положении в силу объективных причин. Да, пандемия обрушила туризм во всем мире. Но, во-первых, одни страны сумели не упустить контроль над эпидемиологической ситуацией и, соответственно, дали шанс в том числе своей туротрасли попытаться пережить кризисный период. За примером далеко ходить не будем, грузинского опыта вполне достаточно.
Между тем у нас все происходило и происходит по самому худшему сценарию. Эпидемиологическая ситуация полностью вышла из-под контроля, страна оказалась в числе самых опасных с точки зрения коронавируса в мире (в регионе - самая опасная), и сегодня среднестатистический иностранный турист даже при наличии нормального авиасообщения и мысли не может допустить приехать в Армению. Экстремалы, как говорится, не в счет. Во-вторых, очевидно, что наше правительство даже не пытается спасать саму сферу. То, что оно придумало (23-я программа), - это не более чем попытка сохранить рабочие места. Попытка, скорее всего, обреченная на фиаско. Бизнес не может долго оплачивать сотрудников, не имея даже надежд на приток туристов. Как бы то ни было, для туристической сферы данная программа содействия - как мертвому припарки.
Впрочем, ожидать чего-то иного от этого правительства просто наивно. За прошедшие 2 года в ежедневном режиме оно доказывает свою полную несостоятельность практически по всем направлениям. А уж в условиях кризиса, когда необходимо так называемое ручное управление, у нас процессы развиваются в режиме автопилота…