В последнее время в азербайджанском сегменте соцсетей активизировались обсуждения о том, что правительство Нахчыванской автономной республики собирается провести референдум и провозгласить свою абсолютную независимость.
ВЛАСТИ БАКУ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ, ЧТО ВЫШЕУКАЗАННОЕ может быть спровоцировано внешними силами, однако не исключено, что активизация темы может быть обусловлена внутривластной борьбой в стране. Примечательно также то, что внутри Нахчывана есть силы, которые действительно стремятся к независимости, однако еще встречают сопротивление со стороны местного правительства, которое подчиняется Алиеву. Согласно конституции Азербайджана, НАР имеет право на независимость, и этот статус превратился в инструмент шантажа азербайджанского общества в руках правящего нахчыванского клана. В прессе уже чаще звучат предположения о том, что в случае опасности утери ими власти, Нахиджеван воспользуются правом на отделение.
В этом контексте актуален и турецкий фактор, который имеет свои планы на Нахиджеван, и при удобном случае сразу же возьмет под свой контроль республику как буферное государство. Турция также проводит стратегию опустошения курдонаселенных районов внутри страны и для осуществления своих планов использует азербайджанское население Нахчывана, перемещая их в курдонаселенные районы Турции, такие как Ван, Эрзрум, Карс, Диярбакыр, а местных курдов-в Нахиджеван. Таким образом, власти Турции избавляются от курдов, а также разбавляют этнический состав Нахиджевана, одновременно получая возможность избежать возможного курдского восстания внутри своей страны и установления своего контроля над Нахиджеваном.
Несомненно, власти Нахиджевана в случае возможной независимости отдадут свое предпочтение турецкой стороне. Будучи оторванными от основной азербайджанской территории и в отсутствие прямой транспортной инфраструктуры, связывающей с Баку, у жителей Нахиджевана возникают трудности с поддержанием связи с материком.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО, ЕСЛИ ТАКОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ в какой-то мере может быть приемлемым для азербайджанских властей как вариант "меньшего из двух зол", то же самое нельзя сказать об активизации армянского и иранского фактора в случае возможной независимости Нахиджевана. Армянская сторона неоднократно представляла свою позицию в отношении Нахиджевана, а иранская сторона на неофициальном уровне всегда заявляла, что в этом случае сохранит нейтральную позицию, но вот как она проведет себя де-факто - еще не известно.
Возможная независимость Нахиджевана, даже на уровне разговоров, - большая головная боль для Алиева, и он использует любые методы, чтобы предотвратить эту тенденцию. В противном случае, по примеру цепной реакции, стремления к независимости будут распространяться у всех этнических меньшинств страны, и не секрет, что уставшему от алиевского диктаторского режима населению нужен хоть какой повод повод, чтобы поднять голову и вести борьбу "за свою свободу".