13 июня Армения стала одной из 29 стран, присоединившихся к сформированному в феврале 2020 года по инициативе США Международному альянсу за свободу вероисповедания. Зачем, спрашивается, нам понадобилось присоединяться к этой организации, под зонтиком очередных громких лозунгов о защите религиозной свободы, свободы совести, толерантности и т.д., продвигающей довольно сомнительные цели?
В ЧАСТНОСТИ, МНОГИЕ АНАЛИТИКИ СЧИТАЮТ НОВОСОЗДАННЫЙ АЛЬЯНС неприкрытой попыткой американцев обрести механизмы политического давления на Китай, на сей раз прицепившись к тому, что китайцы не демонстрируют достаточной толерантности в отношении религиозных свобод у себя в стране. Но об этом позже…
Комментируя присоединение Армении к вышеупомянутой структуре, министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян заявил, что альянс не принимает практические решения. Мол, не предусмотрено механизмов голосования, каждое государство выдвигает собственные инициативы, предлагая пути для их реализации. Неужели?
Если опустить бла-бла про демократию, права человека, недопустимость дискриминации и прочие прекраснодушные эпитеты, в осадке остается чистая политика. Страны-члены альянса обязуются, в частности:
- осудить насилие (и подстрекательство к насилию) против лиц и религиозных объектов как со стороны государства, так и со стороны негосударственных субъектов;
- привлечь виновных к ответственности, включая санкции против третьих государств, компаний и физических лиц;
- стремиться оспаривать постоянные нарушения и злоупотребления со стороны церквей, отказ в регистрации религиозным или нерелигиозным группам, и так далее…
Нет нужды оглашать весь список – даже два пункта из вышеперечисленного создают стойкую уверенность в том, что речь идет о мощном инструменте внешнеполитического влияния посредством некой духовной интервенции. «Привлечь виновных к ответственности, включая санкции против государств, компаний и физических лиц» - это, по-вашему, не практическое решение, г-н Мнацаканян?
А что значит «оспаривать отказ в регистрации религиозным или нерелигиозным группам»? Выходит, завтра мы будем вынуждены регистрировать любую секту, включая деструктивные и экстремальные культы, независимо от распространяемых ими идей?! Положим, для США – страны с несметным количеством сект, в которой формально любой американский гражданин может создать свою религию – это не более, чем демократическая «галочка». Но для Армении с ее геополитическим окружением, наличием двух экзистенциальных врагов и внешними вызовами подобная духовная интервенция – прямая угроза национальной и государственной безопасности.
"ЯВЛЯЯСЬ ПОБОРНИКОМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, АРМЕНИЯ придает большое значение свободе вероисповедания как неотъемлемому праву человека. Присоединяясь к этому альянсу, Армения подтверждает свою приверженность совместным усилиям по укреплению толерантности к религиозным группам и предотвращению преследований по религиозным мотивам", – заявили в нашем МИД в контексте присоединения Армении к Международному альянсу за свободу вероисповедания.
Прекрасно. Но для Армении – страны, где никто никого не преследует по религиозному признаку, где даже близко такая проблема не стоит, непонятно, в каком «месте» нужно укреплять толерантность и «предотвращать преследования по религиозным мотивам». Или кому-то не дает покоя духовная монолитность армянского общества, которая, несмотря на перманентные попытки ее поколебать (вспомним неоднократные «атаки» на Армянскую Апостольскую Церковь и лично Католикоса Гарегина Второго, имевшие место после «бархатной» революции), остается незыблемой? И, как в случае с продвижением всевозможных конвенций типа Стамбульской или Лансаротской с их целеполаганием на переформатирование общественного сознания, на сей раз речь идет о духовном переформатировании. Иначе чем объяснить этот скоропалительный прыжок наших «бархатных» властей туда, куда нам вовсе не надо?
В контексте альянса, к которому, кстати, не присоединились многие страны, включая Китай, Иран, Россию, Канаду, Францию, Италию, Испанию, Румынию, Молдову и др., многие аналитики не без основания утверждают, что данный проект США увеличивает риски тоталитарного давления и репрессий со стороны политического мейнстрима в лице исполнительных и законодательных органов стран-членов альянса на свои общества. Учитывая, какими темпами армянское общество постреволюционного розлива приучают к понятиям «тоталитарное давление» и «репрессии», удивляться не приходится.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К КИТАЮ: В СВОЕ ВРЕМЯ, КОММЕНТИРУЯ СОЗДАНИЕ Международного альянса за свободу вероисповедания и нападки США по поводу религиозной политики, проводимой Китаем, официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил, что вышеуказанный альянс - не что иное, как инструмент, посредством которого США под предлогом свободы вероисповедания продвигают собственные представления о ценностях и проводят вмешательство во внутренние дела других стран, отметив также, что это неизбежно столкнется с возражением со стороны большинства стран мира.
"Мы призываем США прекратить политизацию религиозных вопросов и вмешательство во внутренние дела других стран", - сказал Гэн Шуан.
Однако, как видим, возражения со стороны Армении не только не последовало – наша «бархатная» власть ринулась в альянс (который многие уже называют духовным НАТО) с поспешностью, достойной лучшего применения. Начисто проигнорировав при этом общественное мнение, без какого-либо общественного дискурса. С перспективой наводнить Армению сектами, испортить отношения с дружественным Китаем, в очередной раз став послушным проводником интересов заокеанских кураторов. Которым был бы кто, помог разобраться в их неразберихе с «расизмом» – проблеме, обретшей столь чудовищные и нелепые перекосы, что впору говорить о массовом психозе.