О том, что армянские власти последовательно портят отношения с ключевыми партнерами и соседними странами, говорилось не раз. Охлаждение во взаимоотношениях с Россией, вполне возможно – целенаправленное и умышленное, уже давно ни для кого не секрет, и никакие дипломатические изыски и формальные заверения не могут скрыть этот факт. Отказ премьера ехать на парад в Москву, вызвавший множество толкований, в любом случае стал еще одним тому подтверждением. А в последние дни команда Пашиняна ухитрилась добиться и явно негативного крена во взаимоотношениях с Европой и европейскими структурами.
ОБРАТИМСЯ ВНАЧАЛЕ К СОСЕДЯМ. Ценой немалых усилий Еревану удалось-таки сгладить громкий скандал с Грузией, разразившийся из-за неадекватных заявлений министра здравоохранения Торосяна. Тем не менее, этот крайне нелицеприятный для нас инцидент продемонстрировал невежество, безответственность, непомерные амбиции и элементарное неумение вести себя отдельных армянских чиновников. Учитывая их неспособность трезво оценивать критику и корректировать собственное поведение, как и безоглядную самовлюбленность и уверенность в собственной непогрешимости, можно констатировать, что страна, увы, никак не застрахована от повторения подобных скандалов.
Между тем и в армяно-иранских отношениях образовалась заметная трещина, связанная с намерением Армении открыть посольство в Израиле. 9 июня возле посольства РА в Тегеране прошла акция протеста местных студентов, цель которой была изложена достаточно ясно: предупредить о последствиях такого шага. Безусловно, Республика Армения должна руководствоваться собственными интересами в принятии того или иного решения, однако, с учетом специфики географического и геополитического положения такой шаг следовало очень серьезно продумать, и не в последнюю очередь - с учетом реакции Ирана. Вовсе не случайно официальный Тегеран не ограничился акцией студентов, а ударил по нашему больному месту – вопросу Арцаха. А именно: посол Ирана в Баку встретился с главой «азербайджанской общины». Никогда ранее этого не происходило, а сейчас было сделано – демонстративно и вызывающе.
Начиная с 17-го и до 22 июня – фактически за 4 рабочих дня, - из Европы в адрес Армении прозвучало сразу пять тревожных звонков, призванных предупредить власти и лично Пашиняна о несоответствии их действий международным правовым нормам. Учитывая известную осторожность, консервативность и медлительность европейских структур, подобная реакция весьма красноречива и показательна. Причем речь идет о солидных европейских институтах и деятелях: за этот период дважды высказалась Венецианская комиссия Совета Европы (относительно дела Р. Кочаряна и проекта поправок в Конституцию), с заявлениями выступили Европейская народная партия и отдельно ее председатель Дональд Туск, Альянс европейских консерваторов и реформистов, а также Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич.
Отметим, что заявление генсека СЕ прозвучало буквально по горячим следам – моментально после того, как выяснилось, что проект конституционных поправок вынесен на обсуждение в парламент без учета мнения Венецианской комиссии. Подобная оперативность - достаточно редкое явление в практике СЕ. Что касается ЕНП, то как бы нынешние власти ни старались объяснить позицию партии и ее главы связями с прежними властями Армении, не стоит забывать двух факторов.
Во-первых, Дональд Туск – бывший глава Совета Евросоюза, а значит, достаточно влиятельный в Европе политик, для которого вряд ли первоочередное значение имеют личные пристрастия. А во-вторых, иметь прочные партнерские отношения с одной из крупнейших и влиятельнейших европейских партий, широко представленной и в Европарламенте, и в ПАСЕ, весьма выгодно и престижно с точки зрения интересов любого государства. Уже не говоря о том, что нынешним властям за два года не удалось создать хотя бы подобия таких же партнерских отношений с какой-либо европейской политической группой или партией. И еще большой вопрос, были ли предприняты усилия в этом направлении.
Тот факт, что армянские власти в лице фракции «Мой шаг» проигнорировали и настоятельные рекомендации Венецианской комиссии, и призыв Генсека Совета Европы, при этом позволяя себе язвительные комментарии в адрес ЕНП и Туска, говорит не просто об их неумении вести себя подобающим образом во взаимоотношениях с международными партнерами. И не просто о полном отсутствии чувства государственности и ответственности за интересы страны. А также не просто о безудержном стремлении руководствоваться собственными сиюминутными интересами, сводящимися, как показали последние события, к одному: удержать власть любой ценой и обезопасить ее от любых поползновений путем установления диктатуры.
Это говорит еще и о том, что власти руководствуются в управлении государством известной формулой «после нас хоть потоп». Ясно ведь, что такое пренебрежительное отношение к авторитетным европейским структурам скорее всего дорого обойдется Армении. Именно Армении как государству, а вовсе не фракции «Мой шаг», правительству и лично Пашиняну. Потому что завтра это проявится в разного рода действиях, заявлениях, докладах и других документах, касающихся не только РА, но и Арцаха. Завтра подобное отношение бумерангом ударит по армянским интересам как в Европе, так и во всем мире. Вот только вряд ли это сильно волнует Пашиняна и команду, которой он так сильно гордится.
ВО ВСЕМ ЭТОМ ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА НЕМАЛОВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ. Уже многократно отмечалось, в том числе и нами, что Никол Пашинян целенаправленно ведет Армению к «азербайджанизации», к тому, чтобы она ассоциировалась в восприятии мирового сообщества с восточными деспотиями и диктатурами, прежде всего – с бакинским султанатом, а вовсе не с европейскими демократиями при всей очевидной деградации последних. Именно Ильхам Алиев прославился откровенным игнорированием позиций европейских структур, на протяжении многих лет пренебрегая собственными международными обязательствами, критикой и рекомендациями различных структур, в том числе – Совета Европы. Армения же, при всех известных недочетах и недостатках прежних властей, всегда старалась сохранять по меньшей мере формально приверженность своим обязательствам и подчеркнутое уважение во взаимоотношениях с влиятельными институтами.
Сегодня правящая сила демонстрирует совершенно другую позицию, открыто пренебрегая мнением международного сообщества, при этом ее лидер - глава правительства заявляет, что гордится своей командой. Не желая считаться с тем, какое негативное влияние это неизбежно окажет на авторитет государства и его репутацию на внешней арене. Если это не делается специально, то остается предположить предпочтение личных, групповых и узкопартийных интересов в ущерб государственным. Что хуже – пусть каждый решает в меру своей «испорченности».