89 голосами мойшаговцев и «независимого» Армана Бабаджаняна парламент принял проект конституционных изменений в первом чтении, фактически большинством продавив стремление исполнительной и законодательной ветвей власти подмять под себя власть судебную. Оппозиционные ПА и СА участия в заседании не приняли, предпочтя обиженную позу, хотя могли бы задействовать инструментарий, которым наделены парламентские фракции, например, обратиться в КС. Впрочем, они этого не исключают…
ОТМЕТИМ, ЧТО БОЛЕЕ ПЯТИ ДЕСЯТКОВ ДЕПУТАТОВ ФРАКЦИИ «Мой шаг» выступили с инициативой изменениями статьи 213 Конституции, которыми прекращаются полномочий судей КС, проработавших на этом посту более 12 лет, ограничиваются 12 годами сроки полномочий остальных судей КС, а также прекращаются полномочия председателя КС, новый председатель будет избран только после замещения освободившихся вакансий судьи КС.
Наша обязанность решить кризис КС, заявил соавтор проекта Ваагн Овакимян. НС седьмого созыва действует от имени народа, данная инициатива – именем Республики Армения, на манер судьи провозгласил Овакимян, добавив: «Сегодня мы, одобряя эту инициативу, голосуем за счастливую личность, заботливое общество и мощное государство». Если бы 88 мойшаговцев плюс Арман Бабаджанян спросили бы людей на улицах Еревана и в марзах, что может их осчастливить, как общество может почувствовать заботу государства или от каких шагов зависит мощь государства, вряд ли среди ответов значился вопрос Конституционного суда, а уж в столь тяжелой для людей и страны эпидемиологический и социально-экономической ситуации тем паче!
89 одобривших посягательство на конституционный строй вместе с содокладчиком от правительства, министром юстиции Рустамом Бадасяном всерьез хотят убедить народ, наших сограждан, что над ними нависла угроза смерти из-за неоказания вовремя медицинской помощи из-за так называемого кризиса КС?! Что они сегодня сидят без работы, согнулись под бременем налогов и кредитов, выбирают между едой, лекарствами и выплатой коммуналки из-за честно и добросовестно выполняющих свои обязанности и не выписывающих при этом себе премии 8 судей КС (Ваге Григорян не в счет)?! Что люди устали и подавлены постоянно нагнетаемой атмосферой ненависти и нетерпимости, что о мощном государстве с такими темпами его «неразвития» говорить не приходится – и все это из-за так называемого кризиса КС, из-за судей, благодаря работе которых государство за все это тяжелое время ни на секунду не взяло паузу?! Иными словами, выходит, что в стране нет более актуальных проблем, кроме как решения «кризиса» КС, да еще в столь срочном, внеочередном порядке.
ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЕЕ МЕСЯЦА НАЗАД ОБРАТИЛОСЬ в Венецианскую комиссию за рекомендациями по отмене парламентом референдума и путей разрешения «кризиса» КС. Однако исполнительная и законодательная (в лице мойшаговцев) власти, не дожидаясь ответа из ВК, инициировали обсуждение проекта конституционных изменений. На это обратила внимание даже депутат от МШ Тагуи Товмасян, отметив, что за час до заседания парламента было опубликовано заключение Венецианской комиссии, в котором евроэксперты сожалеют, что проект изменений в Конституцию страны обсуждается в НС в день публикации заключения ВК и не соответствует предложениям комиссии. Если мы игнорируем позицию ВК, если мы не должны были следовать рекомендациям ВК, почему тогда после отмены референдума мы ждали ее заключения, зачем спрашивали ее позицию, поинтересовалась она. Среди 88 беспрекословно подчиняющихся своему боссу мойшаговцев она оказалась единственной, кто хотя бы поднял этот вопрос. И не только этот.
Согласно ст.73 Конституции, законы и правовые акты, ухудшающие правовое положение личности, не имеют обратной силы. Как будет решаться этот вопрос в связи с тремя судьями, на которых отразятся предлагаемые изменения? Проблемы обратной силы здесь не существует, заверил Овакимян. Он, поблагодарив ВК за эффективное сотрудничество, отметил: «По сути Венецианскую Комиссию приветствовала заложенную в законопроекте ключевую идею уравнения статуса судей и вокруг этой идеи с ВК у нас есть взаимопонимание и консенсус. Что касается путей реализации этой идеи, то спасибо ВК, но мы идем по тому пути, который считаем более предпочтительным, учитывая реалии». Овакимян фактически признал, что они не следуют рекомендациям ВК, а решили пойти своим путем. Нивелировать эту простую истину потом пытался Бадасян, долго рассказывая, что при разработке законопроекта в его основу были заложены пункты из заключения ВК. Правда, он не сказал, как могли быть взяты за основу законопроекта какие-либо пункты заключения ВК, которое было опубликовано только за час до созыва внеочередного заседания НС.
Сколько бы вокруг да около не ходил министр, сыпля узкопрофессиональными фразами, он в итоге признал, что ВК не очень-то уж и приветствует намерение власти лишить полномочий сразу трех судей КС, но предлагаемый путь переходных положений для таких судей министра не устраивает. Словом, власть решила делать так, как хочет сама: избавиться сразу от трех судей КС, чтобы назначить на их место «своих». Тогда пять из девяти судей КС будут назначенцами нынешней власти, и вопрос желанного поста председателя КС также решится сам собой, не говоря уж о заключениях КС по тем или иным волнующих мойшаговцев вопросам.
Венецианская комиссия считает обязательным обращение Национального Собрания в КС на предмет соответствия предлагаемых изменений Основному закону. Как это увязывается с тем, что фракция не намерена направить проект в КС на предмет соответствия его Основному закону, спросила Тагуи Товмасян. Овакимян отговорился, мол, сейчас, пока документ обсуждается в первом чтении, этот вопрос не актуален. А вот министр Рустам Бадасян выдал весьма интересный комментарий. Он заверил, что ВК, изучив опыт стран Совета Европы, пришла к выводу, что «на этой территории не очень принят институт предварительного конституционного контроля изменений Основного закона со стороны КС» и что «предложение власти ограничить этот контроль только рамками соответствия неизменяемым статьям Конституции полностью приемлемо». Впрочем, прямого ответа, будет ли направлен документ на экспертизу в КС так и не прозвучало.
Между тем над обращением-необращением в КС размышляют оппозиционные фракции ПА и СА. Еще утром на брифинге заявившие о прекращении бойкота и участии во внеочердке баргавачцы после заседания фракции свою позицию кардинально изменили, вместе с СА не приняв участия в заседании НС. Баргавачцы приняли такое решение, поскольку, согласно Наире Зограбян, власть «предпринимает попытку манипулировать мнением Венецианской комиссии» и «посредством инициированного мойшаговцами внеочередного заседания закладывается основа для конституционного переворота». И именно поэтому ПА решила бойкотировать заседание, за правовые и политические последствия которого все акторы и участники заседания понесут правовую и политическую ответственность, заявила она.
Впрочем, неучастие в заседании, как говорится, не снимает ответственности с оппозиции, если она не воспользуется в полной мере предоставленными ей Регламентом НС механизмами. В частности, оппозиционные фракции сами могут обратиться в КС. Голосов одной из оппозиционных фракций недостаточно, но, по словам Зограбян, ПА еще не обсуждала с коллегами из СА этот вопрос, хотя не исключает, что в нужный момент обсудит… В общем опять размытые формулировки и обещания что-либо когда-либо сделать. А еще баргавачцы обижались, когда сегодня утром на брифинге журналисты без обиняков их спросили: вы действовать будете или опять ограничитесь лишь словами?..
В качестве комментария приведем запись в ФБ правозащитника Аветика Ишханяна, в которой он отмечает, что «в данный момент под эгидой демократии происходит уничтожение правового государства» и что «если этот антиконституционный, незаконный проект будет принят, так называемая новая Армения будет отброшена в глубокое средневековье – со своим провинциальным монархом». Ишханян уверен, что возможность спасти ситуацию дана двум оппозиционным фракциям: «Если эти фракции вместе не обратятся в КС, то наравне с мойшаговцами будут нести ответственность перед будущими поколениями, и не может быть никакого оправдания или объяснения, а также депутаты этих фракций более не будут иметь морального права говорить о каких-то ценностях. В случае необращения в КС можно констатировать: «Процветающая Армения» + «Светлая Армения» = фракция «Подвластная Армения».