На вопросы "Голоса Армении" отвечает директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван КОНОВАЛОВ.
- Иван Павлович, с 18 по 22 мая в Азербайджане проходят широкомасштабные военные учения с участием до 10 000 военнослужащих, около 120 единиц артиллерии и бронетехники, 200 единиц ракетно-артиллерийских комплексов, 30 единиц авиации и беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Это что? Вызов всему человечеству?
- Действительно, проведение таких масштабных учений в условиях, когда ВОЗ объявила, что вспышка приобрела характер пандемии, вызывает определенную иронию. Азербайджан хочет показать, что при любых, даже катастрофических ситуациях, решение карабахского вопроса остается его главнейшей задачей. Да, это демонстрация силы и решимости идти до конца. Если смотреть в общем, то и в регионе Южного Кавказа, и в регионе Большого Ближнего Востока относительное затишье. Это касается и действий Турции в Сирии. Снижение накала напряженности, "замирение" конфликтов определенно не устраивает ни Турцию, ни Азербайджан. В этом смысле Азербайджан "работает" и за себя, и за своего основного союзника - Турцию, показывая, что "порох всегда держит сухим".
- 2 мая на Центральном командном пункте глава Минобороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов провел служебное совещание с руководящим составом азербайджанской армии, и в своем выступлении отметил, что война [с Арменией] может начаться в любой момент.
- Естественно, что такие дорогостоящие учения, которые носят исключительно наступательный характер, с розыгрышем массовых ударов ракетно-артиллерийских, авиационных, сверхточных вооружений по оперативной глубине противника, преследуют конкретные цели и должны иметь конкретную мотивацию, в том числе для налогоплательщика и обычного обывателя. С уверенностью можно говорить, что в регионе будет война. Когда конкретно, сложный вопрос. События 2016 года это показали и доказали. Конфликт просто так не решится. Азербайджанская армия готовится к войне, и это надо понимать. Естественно, такие учения несут в себе информационную нагрузку, и имеют целевую аудиторию. С одной стороны, эти учения - мессидж внутреннего пользования, с другой, он направлен и внешним акторам - США, Евросоюзу, Турции. России в этом списке нет. Она самая незаинтересованная сторона в разжигании войны, потому что не горит желанием тушить очередной, никому не нужный пожар у себя под боком.
- При этом в Армении не скрывают удивление и недоумение по поводу того знака равенства, который ставит официальная Москва, между стратегическим союзником - Арменией и Азербайджаном. Последние заявления Лаврова крайне недружелюбные!
- В Москве существует неопределенность по поводу политики Пашиняна. Уверяю вас, в Кремле внимательно следят за событиями, которые происходят у своего единственного союзника на Южном Кавказе. Из Еревана звучит много разных, зачастую, противоречивых заявлений. Многое неясно. Непонятен политический курс руководства Армении. Прошло достаточно много времени, чтобы все возможные препятствия в развитии двусторонних отношений были устранены. Но не видно перспектив дальнейшего сотрудничества. Заявления, "что Армения настроена на развитие стратегического партнерства с Россией и максимально продуктивное участие в Евразийском экономическом союзе", неубедительны. Некие, вполне определенные силы, педалируют тему вывода 102-ой российской военной базы.
Я уже говорил, зачем надо увеличивать боевой потенциал военной базы? Только по одной причине. Это нужно делать для того, чтобы какие-то внешние акторы, внешние силы по достоинству оценили это увеличение сил. Чтобы было понятно, что Россия готова в случае негативного развития ситуации предоставить эту базу как основу защиты государственности Армении и основу защиты взаимоотношений России и Армении. Не понятно: в Армении это понимают в полном объеме или нет?