После смены власти в правоохранительных органах наметились изменения, которые однако не привели к росту авторитета полиции. И хотя отношение граждан к сотруднику полиции стало лояльнее, без прежней агрессивности, однако выполнение прямых задач структуры вызывает все больше вопросов.
Как считает бывший замначальника полиции Армении Ованнес Кочарян (с 18 мая 2018 года по 23 октября 2019 года), полиция должна сосредоточиться на решении основной задачи - предотвращении насилия и раскрытии преступлений.
Так почему же в этом плане показательны события в Гаваре, когда в результате перестрелки погибли двое, еще четверо были ранены? Двоих раненых пытались добить уже в больнице, куда ворвались с ломами и ножами близкие убитых. Им нанесли увечья, даже несмотря на присутствие полицейских.
Гавар и опасность вакуума правопорядка
По словам Кочаряна, рассматривая действия полиции в Гаваре, нужно понимать, было ли произошедшее стечением обстоятельств или это следствие ситуации, сложившейся в правоохранительной системе.
"Если полиции были доступны сведения о развитии конфликта, то она должна была прогнозировать возможные сценарии. Это сложный район, подобные случаи коллективного бунта против власти с участием жителей села Норатус происходят не впервые. Полиция об этом знает очень хорошо, в том числе то, как люди могут повести себя в критической ситуации", - отметил Кочарян.
Если все-таки информация была, то возникает вопрос – были ли предприняты достаточные действия для предотвращения насилия, тем более, в больнице находились предполагаемые правонарушители (подозреваемые в убийстве).
Лишь после ответа на эти вопросы, по его словам, можно выражать мнение о действиях полиции. С другой стороны, если полиция не опровергает обвинения в свой адрес, в общественном сознании укореняется мнение, что факт бездействия налицо.
"Я внимательно следил за новостями. Впервые в истории полиции на фоне подобного развития событий Управление информации и по связям с общественностью не распространило заявление, оно появилось поздно (следует отметить, что пресс-релиз полиции появился ночью на странице в Facеbook, но спустя пару минут был удален. Новое сообщение появилось лишь днем следующего дня, ред.). Я хорошо знаю это управление, знаю, какими профессионалами оно укомплектовано и образ действий начальника управления. Значит не было такого указания", - сказал Кочарян.
Угнетающая информационная атмосфера могла быть намного легче, по словам бывшего высокопоставленного полицейского, если информация о событиях была бы распространена своевременно.
Какой-бы оперативной необходимостью не была обусловлена поздняя реакция полиции, она была позже, чем было нужно.
"Необходимо провести подробный анализ событий. Нужно понять причины, обстоятельства этого насилия и возможно ли было его предотвратить. Если будут факты бездействия, должны быть даны правовые оценки", - отметил Кочарян, подчеркнув, что процесс должен быть прозрачным для общества.
Дело в том, что в общественном сознании создалось впечатление, что существует "вакуум правопорядка". А это может привести к тому, что граждане могут просто перестать доверять госинститутам.
"И в подобных ситуациях "вендетта" станет обычным средством решения конфликта. Этого нужно всячески избежать", - отметил Кочарян.
Для этого, по его мнению, нужно решить несколько острейших вопросов.
Незащищенный полицейский – трусливый полицейский
В прошлом, когда полиция проводила какие-то действия, существовал институт "административного попечительства". То есть, если полиция проводила действия, направленные на укрепление правопорядка, политическое руководство закрывало глаза на мелкие правонарушения со стороны сотрудников (речь не о грубых нарушениях, непозволительном насилии). Это позволяло держать систему в состоянии боеспособности, жизнеспособности.
"Сейчас этого нет. Но есть обратное – любое нарушение рассматривается с точки зрения презумпции виновности. А полиция не имеет возможности защищать права своего сотрудника. Он остается один на один с представителями органов уголовного преследования, и один пытается защищать свои права. И это в том случае, когда он действовал в обстоятельствах, связанных с выполнением служебных обязанностей", - отметил Кочарян.
В этой ситуации сотрудник правоохранительных органов становится конформистом, его одолевают страхи. Он будет делать все, чтобы выйти сухим из воды в подобных критических ситуациях, считает бывший силовик. Решить такую проблему можно посредством законодательных изменений в правоприменительной сфере.
Полиция должна быть вне политики
Другой важный пункт. Полиция должна восприниматься и быть неполитизированной структурой.
"Она должна исключить из своих действий стремление понравиться властям. Структура, наконец, должна отказаться от этой мании поддержки рейтинга власти. Это не ее дело, это дело политических партий, общественных организаций", - сказал Кочарян.
Силы же полиции должны быть сконцентрированы на предотвращении насилия и преступлений. Достаточно посмотреть, что сейчас происходит в вопросе квартирных краж.
"Спросите пострадавших, они довольны ходом следствия? Есть ли оперативное проникновение в криминальную среду, механизм получения информации. Нет. А возможность восстановить и развить их в постреволюционный период была", - сказал Кочарян.
Но когда занимаешься процедурой под названием "укладка на асфальт", а потом не можешь предотвратить такое тяжелое преступление как в Гаваре, то весь эффект от первого процесса работает против тебя.
В каком случае нам нужна была полиция? Чтобы уложить кого-то на асфальт, или спасти жизнь и здоровье людей от преступного посягательства? Ответ, по словам Кочаряна, очевиден.
Сейчас заговорили о возможных отставках и веттинге полицейских. Но если даже снять каких-то людей с должностей, то возникает вопрос - кем их заменить.
Нет системы комплектации кадров, возможности набора на основе конкурса. Нет образовательной системы, которая занималась бы их селекцией.
"Это же не только на словах. Уже 30 лет кого-то снимают и назначают", - отметил бывший силовик.
Переподготовка полицейских
Для серьезных реформ нужна "дорожная карта". Сейчас должен быть поставлен вопрос создания профессиональной полиции - политически нейтральной. Этот вопрос приоритетный, ведь у полицейских нет навыков для действий в подобных конфликтных ситуациях.
Смысл реформ - не в том, чтобы одеть их в красивую форму или купить машины. Их цель в формировании системы профессиональных патрульных полицейских, которые могут предотвращать и быстро реагировать на ситуацию, применяя силу в случае необходимости.
Когда ситуация в стране была напряжена, возможности для широкомасштабных реформ не было, по она появилась в 2018 году.
"После революции, когда напряженность спала, этот вопрос должен был быстро решиться. Институциональные изменения должны были начаться именно оттуда – с системы образования", - говорит Кочарян.
Сегодня система находится в стагнации, никаких изменений нет, а есть программный сумбур. Нужен "рестарт". Но медлительные, спутанные полумеры не могут решить вопрос. Да, это требует расходов, но они нужны, так как последствия могут быть намного более тяжелыми.
Кочарян указывает на то, что смена руководства полиции ничего не изменит. Вопрос в другом. Первоочередным занятием ведомства должно стать раскрытие тяжелых и особо тяжелых преступлений, все остальные вопросы производные. Двух лет было достаточно, например, для решения вопроса создания центра оперативного реагирования.
Напомним, Кочарян занял пост замначальника полиции сразу после революции, однако покинул его 23 октября 2019 года. До этого он занимал должность начальника штаба полиции Армении.
До ухода с поста Кочарян выступил с критикой проекта "политизации" должности начальника полиции и его подотчетности парламенту.