"Память нам пока не изменила, и многие до сих пор помнят, как Армения именно при правлении Тер-Петросяна оказалась в изоляции и на дне пропасти", - констатирует в интервью "ГА" политический обозреватель Лика ТУМАНЯН.
- Вчера первый президент Армении Левон Тер-Петросян высказался по поводу режима ЧП в стране, заявив, что из-за эпидемии страна сегодня находится в состоянии войны, и фактически обозвав врагами, предателями и изменниками всех, кто так или иначе не принимает на слепую веру действия властей, высказывается с обоснованной критикой, выражает озабоченность завтрашним днем, указывает властям на ошибки и предлагает конструктивные решения. "Под видом, казалось бы, полезных советов и конструктивных предложений, сеется ненависть и вражда. Большинство критиков правительства хотят получить политические дивиденды, а не реально помочь. И если в обычных условиях это нормально, то сейчас - равносильно измене во время войны", - заявил Тер-Петросян. Ваши комментарии...
- Подобные призывы Левона Тер-Петросяна не новы. Помнится, как в период обострения на арцахской границе, фактически – открытой войны, он также призвал оппозицию того времени забыть о внутриполитических конфликтах и объединиться вокруг действующих властей – тогда возглавляемых Сержем Саргсяном. Можно подумать, что первый президент примеряет на себя роль объективного арбитра, который выступает в критические для страны периоды, призывая к перемирию. Однако для подобной роли необходима равноудаленность от всех действующих политических сил, дабы никто не смог заподозрить в ангажированности.
Но в данном случае этой равноудаленности нет, наоборот - есть ярко выраженная симпатия и поддержка нынешним властям, и даже определенная взаимосвязанность АОД-овцев и партии Никола Пашиняна. Что касается личности первого президента: безнаказанность порождает цинизм. Память нам пока не изменила, и многие до сих пор помнят, как Армения именно при правлении Тер-Петросяна оказалась в изоляции и на дне пропасти. Вместо возрождения - исход населения. Вместо победы в войне – перемирие. Он получил в наследство страну с развитой экономикой, после чего за 3-4 года Армения превратилась в одну из бедных стран мира. Да, была война, да – развал Союза, да - объективные причины. Но вместе с тем - политические убийства, разворованная помощь после землетрясения, подлоги в выборах 95-96 годов. Все это свежо в памяти и не позволяет воспринимать Левона Тер-Петросяна как исторически объективного политического деятеля.
- "Несмотря на круглосуточную работу властей, огромная армия недооцененных гениев, провокаторов и злодеев с бесчисленными СМИ открыла второй фронт войны против нее", - говорит Левон Тер-Петросян, тут же следом выражая "надежду", что "второй и третий президенты Армении дадут указание подконтрольным им СМИ немедленно прекратить свою ожесточенную борьбу с властью". Разве подобные высказывания со стороны первого президента – не есть как раз самая очевидная провокация и прямое насаждение в обществе атмосферы ненависти и вражды? То, чем занимается постреволюционная власть уже на протяжении двух лет, деля общество на "черных" и "белых"...
- В своих высказываниях первый президент не искренен и не совсем честен: разве он не помнит, как сам же сеял ненависть и вражду, щедро раздавая клише “татаро-монголов”, внося искусственное разделение "айастанци-арцахци". Человек, который внес свою лепту в разжигание ненависти народа к власти в 2008 году, раздувая огонь, который привел к катастрофе, раны которой до сих пор саднят и используются в политической борьбе, сегодня говорит об “ожесточенной борьбе с властью”? И который так и не взял на себя ответственность за смерти и братоубийство. И, кстати, да, ту же тактику разделения общества на "черных" и "белых" переняли нынешние власти.
- Как вы думаете, почему именно сейчас с подобной риторикой, фактически объявляющей (под видом ситуации с пандемией) "врагами народа" всех инакомыслящих (включая оппозицию), духовный отец и учитель премьера Пашиняна, возник в медиа-пространстве? В чем суть и цель?
- Вполне возможно, что катализатором послужил Серж Саргсян, когда дал согласие на участие в расследовании комиссии по апрельской войне, что было несколько неожиданно для нынешней власти. Кто знает, какие риски для них таятся в раскрытии подробностей данного дела? Быть может, развалится вся мифотворческая деятельность, вся ложь, которой щедро окутывали персону третьего президента, и бездоказательные обвинения в его адрес рассыпятся, как карточный домик. Как же после этого поддерживать в людях уверенность в том, что третий президент-монстр?
Видимо, подходит тот момент, когда осознание существующих проблем приведет действующую власть к той мысли, что нести все бремя ответственности за нынешние проблемы и последствия в одиночку уже не так приятно. Уход от ответственности может привести действующую власть к решению делегировать как саму власть, так и принимаемые решения. Но кому делегировать? Политическим противникам? Это нереально. А значит, нужно постепенно встраивать в систему власти новых - хорошо забытых политических акторов, которые по сей день пользуются определенным влиянием в обществе и которые могут разделить правление, не подвергая опасности самого Пашиняна и его команду. К личности Левона Тер-Петросяна многие относятся как бы снисходительно-уважительно, и почему бы ему в очередной раз не попробовать себя в роли старшего соратника, "уверенно направляющего к берегу близкий к кораблекрушению лайнер"?