Заявление премьер-министра на совещании правительства от 26 февраля о "предателях" в самом верхнем звене правоохранительных органов вызвало двойственное ощущение.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНАЛИТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА пришли к заключению, что заявление было отнюдь не случайным и премьер-министр, таким образом, обозначил очередную жертву политических репрессий. Другие принялись сокрушаться, дескать, во что это превратилась Армения за какие-то 2 года!
То представители высшего эшелона власти обслуживают интересы иностранных государств, то премьер рассказывает о том, что Армения не состоялась как государство, и при этом ссылается на некий секретный документ, который не показал даже Эдмону Марукяну! То сатанисты и прочая нечисть оскверняют могилы, а представители ЛГБТ-сообщества избивают полицейских, то в Арцахе плетут заговоры против Пашиняна, а группы людей в черных одеждах что-то затевают против "новой Армении", при этом весь госаппарат "сопротивляется революции". Теперь дело дошло до предателей в верхнем звене правоохранительных органов… Не государство, а какой-то сумасшедший дом!
Пашинян обвинил безымянных "предателей" в том, что ключевые свидетели, подозреваемые и даже обвиняемые беспрепятственно покинули территорию республики, а связанные с коррупцией уголовные дела зашли в тупик. Не будем цитировать длинную тираду, которую премьер сочинил, чтобы перекинуть вину на "предателей" в руководстве правоохранительных органов, ограничимся констатацией, что в этой связи он упомянул про "государственный рэкет", забыв, что подобного рода рэкет не может осуществляться без санкции первого лица…
Словом, Пашинян информировал общественность о том, что в числе руководителей правоохранительных органов были предатели, которые выполняли чьи-то поручения. Чьи именно, Пашинян не уточнил…
ПРЕМЬЕР НЕ НАЗВАЛ ИМЕН, однако на следующий день все СМИ опубликовали имена экс-начальника Службы полиции генерала Валерия Осипяна и бывшего руководителя Службы нацбезопасности генерала Артура Ванецяна. Осипян в настоящее время работает в частной охранной структуре на территории РФ, а Ванецян активно трудится на ниве партийного строительства. Судя по заявлению о "предателях", до Пашиняна уже дошли сведения о том, что Ванецян ежедневно встречается с большим количеством людей, что ряды его будущей партии постоянно пополняются, что новая организация будет располагать серьезным финансовым ресурсом, а также довольно многочисленными территориальными структурами. В ближайшее время Ванецян планирует поездки по марзам, уже функционирует столичный офис организации.
Пашинян не может не реагировать на эти процессы, однако он не в силах затормозить активное самозарождение новой оппозиционной силы, а потому пустил в ход привычное оружие - безадресные обвинения. Нечто подобное мы уже слышали: Никол, повторюсь, говорил, что в верхнем эшелоне власти есть люди, обслуживающие интересы иностранных государств, потом говорил о заговорщиках в Арцахе, которые якобы готовы развязать войну и сдать территории только для того, чтобы свалить на него вину за последствия, сегодня он говорит о предателях в верхнем звене правоохранительных органов.
После громкого заявления об иностранных агентах в структурах власти весь истеблишмент с замиранием сердца ждал возвращения Пашиняна из Ирана, строя догадки о предстоящем кадровом погроме. В итоге никакого погрома не последовало, и те, кто сегодня в структурах власти обслуживает интересы других государств, по-прежнему живы-здоровы и регулярно получают премии…
Руководство к действию?
Заявление Пашиняна опасно тем, что может быть воспринято как руководство к действию. Некоторые представители агитпропа именно так его и восприняли.
"ЕСЛИ В ДЕЙСТВИЯХ ВАНЕЦЯНА, ОСИПЯНА и других есть состав преступления или предательства, то уже время, чтобы это было обозначено не только в заявлениях руководителя государства, но и в конкретных действиях правоохранительных органов. В противном случае получится, что вчера они сожрали ресурс революции, а сегодня пользуются ее "бархатом", потешаясь над обществом и девальвируя в его глазах правительство" - читаем в газете Армана Бабаджаняна. Это толкование весьма точно раскрыло смысл пашиняновской наводки. Посмотрим, последуют ли за ней какие-то действия или "предателей" постигнет та же участь, что и "агентов иностранных государств" и "заговорщиков"…
Пашиняна пугает появление на оппозиционном поле новых игроков, особенно если эти игроки располагают важной информацией. Ванецян знает больше всех о том, какие силы были заинтересованы в том, чтобы усадить Пашиняна в премьерское кресло, он знает о тех, кто координирует действия премьера в формате поэтапного сценария урегулирования. А Пашиняну в свою очередь известны те силы, которые делают ставку на Ванецяна. Генерал может превратиться в серьезного политического игрока, который может отобрать у Никола главный козырь - революционную массовку. Именно поэтому многие расценили заявление о предателях как начало охоты на Ванецяна…
Самый многочисленный митинг
Число граждан, которые недовольны политикой Пашиняна, растет. Речь о массовке, которая была активна в дни уличной борьбы, а потому не примкнет к лагерю сил, которые ассоциируются с прежней властью, зато вполне может променять одного кумира на другого.
ВАНЕЦЯН ВПОЛНЕ ПОДХОДИТ НА РОЛЬ любимца толпы, а потому его вояжи по марзам и встречи с населением могут стать началом большой политической игры, направленной на создание альтернативного политического полюса. После смены власти в лагере оппозиции доминирует РПА. Это обстоятельство никаких сомнений не вызывает.
Политическое окружение Сержа Саргсяна за 2 года выдержало серьезный экзамен на прочность и теперь по праву претендует на главную роль в лагере оппозиции. На днях спикер РПА Эдуард Шармазанов в интервью популярному телеканалу сказал буквально следующее: "Если какие-то политические силы полагают, что РПА раскачает лодку, после чего они смогут пройти через ее голову во власть, то это ошибочное мнение. Так в политике не бывает. Поле деятельности открыто и доступно всем, пусть господа покажут, на что они способны".
Кстати, Шармазанов подчеркнул, что 25 февраля у здания суда, где начался процесс по обвинению третьего президента и лидера РПА Сержа Саргсяна, собралось до 4 тыс. человек. По его словам, это был самый многочисленный после смены власти митинг оппозиции…