Противостояние Национального собрания Армении и правительства с Конституционным судом вот-вот достигнет своего апогея.

Депутаты парламента 6-го февраля созвали внеочередное заседание, на котором будут представлены изменения в законы "О референдуме", "О Конституционном суде" и регламенте Национального собрания. Планируется, что принятые изменения поспособствуют проведению конституционных реформ и разрешению кризиса, который развивается почти год.

Хронология развития кризиса

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 19 мая 2019 года заявил о проведении акции "Во имя независимых судов" и призвал на следующее утро блокировать работу всех судов республики. Акция длилась с 8:30 утра до 13.30 дня.

Утром 20 мая премьер выступил с заявлением, в котором объявил, что суды не пользуются доверием армянской общественности, и что настало время "хирургического вмешательства" в судебную систему. В частности, по его словам, все действующие в Армении судьи должны пройти проверку на благонадежность, то есть быть подвергнуты веттингу, и стране жизненно необходимо внедрение механизмов переходного правосудия.

28 июня судья Конституционного суда Ваге Григорян направил письмо в правительство, парламент, президенту и членам Конституционного суда, в котором говорилос о том, что в Армении разразился конституционный кризис.

А уже 17-го июля Пашинян заявил, что председатель КС Грайр Товмасян с помощью экс-президента Сержа Саргсяна и бывшего председателя Высшего судебного совета Гагика Арутюняна приватизировал Конституционный суд.

Противостояние между Пашиняном и Товмасяном обострилось после пресс-конференции главы правительства 25 января. Премьер рассказал, что Товмасян, демонстрируя свою лояльность, предлагал ему свои профессиональные услуги, но получил отказ. В ответ глава КС пригрозил Пашиняну подать на него в суд за клевету, если тот в течение 20 дней не предоставит доказательств своих слов или не выступит с опровержением.

На следующий день Пашинян в качестве одного из доказательств опубликовал на своей странице в Facebook фотографию дорогостоящей авторучки, которую, как отметил премьер, Товмасян, в обход его желанию, презентовал ему. В то же время премьер заявил, что Товмасян не имеет права занимать пост главы КС, поскольку выборы прошли с фальсификациями.

В ответ глава КС поручил своим адвокатам заняться составлением иска против премьера. 28-го января в интервью 168.am Товмасян выразил свою позицию о ситуации, сложившейся вокруг Конституционного суда и лично его, назвав заявления Пашиняна о создании справедливой судебной системы попыткой установить полный контроль над судами республики.

Градус напряженности достиг такого уровня, что глава Венецианской комиссии (Европейская комиссия за демократию через право) Джанни Букиккио дважды за последние три месяца выразил обеспокоенность в связи с конфликтом и призвал стороны к сдержанности.

Попытка №3! Чего ожидать?

На самом деле, инициатива депутатов созвать в четверг внеочередное заседание является третьей попыткой наконец-то разрубить этот гордиев узел.

Еще в начале октября прошлого года депутат от фракции "Мой шаг" Сурен Григорян представил в парламенте несколько обоснований для лишения Грайра Товмасяна полномочий главы КС. В качестве одной из причин указывалось его членство в бывшей правящей Республиканской партии. Товмасян с 2010 года занимал несколько ключевых постов, что может вызвать сомнение в его беспристрастности.
Однако 14 октября Конституционный суд отклонил рассмотрение проекта решения Национального собрания о лишении Товмасяна полномочий председателя суда.

Но уже 17 октября стало известно, что Спецследственная служба Армении возбудила уголовное дело по статье "Узурпация власти" на основании заявления депутата Армана Бабаджаняна, адресованного генпрокурору. По мнению депутата, Товмасян был избран судьей КС с нарушением закона.

Следующую попытку разрешить сложивщуюся трудную ситуацию предприняло правительство. 14 ноября было приняло решение обеспечить членам КС пенсии в размере официальной зарплаты и дополнительных выплат в случае их добровольной досрочной отставки до 31 января 2020 года. На эти цели предлагалось выделить 630 млн. драмов (более $1,3 млн.) из бюджета. Армянский парламент 10 декабря принял соответствующий законопроект в первом чтении, а 11 декабря - во втором и окончательном, несмотря на протесты оппозиционных депутатов.

Теперь на законных основаниях любой член КС мог досрочно подать в отставку и сохранить свою зарплату в размере 1,2 млн. драмов ($2,5 тыс.) в качестве пенсии. Однако никто из судей не воспользовался этой возможностью ни до назначенного срока, ни после.

Третью попытку вновь предпринимает парламент в лице доминирующей политсилы -фракции "Мой шаг", которая ввела в обращение законопроект "О внесении изменений в Конституцию Республики Армения", предусматривающий прекращение полномочий председателя и судей Конституционного суда.

В частности, законопроектом предлагается изменить 213-ю статью Конституции. В ее нынешней редакции указано, что "председатель и члены Конституционного суда, назначенные до вступления в силу главы 7-й Конституции РА, продолжают пребывать в должности до истечения срока своих полномочий, установленного Конституцией с изменениями, принятыми в 2005 году".

Авторы проекта предлагают изменить эту часть следующим образом: "До вступления в силу 7-й главы Конституции полномочия председателя и членов Конституционного суда прекращаются".

При этом данная статья является переходным положением Конституции. В настоящее время она поддерживает поправки от 2005 года, из которых следует, что Товмасян будет занимать пост до своего 65-летия - то есть, до 2035 года.

Однако авторы законопроекта настаивают на том, что данное положение несправедливо, поскольку судьи, назначенные после вступления в силу главы 7, могут занимать должность лишь в течение 12 лет.

Осторожно, Конституция!

Намерения депутатов ясны. Но как дела обстоят с правовой точки зрения? Могут ли парламентарии принимать изменения, касающиеся Конституционного суда, судебной власти и Конституции?

Для того, чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться к самой Конституции, которая и регулирует такие нюансы. Так, в статье 202-й говорится, что изменения к статьям Конституции, за исключением ряда указанных статей, принимаются Национальным собранием - как минимум двумя третями голосов от общего числа депутатов.

"Право на соответствующую инициативу имеет как минимум одна четверть от общего числа депутатов, правительство или сто пятьдесят тысяч граждан, обладающих избирательным правом", гласит статья.

В то же время указывается, что если парламент не принимает проект изменений, то он может быть вынесен на референдум постановлением, принятым как минимум тремя пятыми голосов от общего числа депутатов.

С этой точки зрения можно утверждать, что власти приняли превентивные меры, поскольку в первом чтении уже получили одобрение изменения, облегчающие процедуру созыва референдума.

То есть, с правовой точки зрения Национальное собрание имеет право принимать такие изменения.

С другой стороны, в части 2-й статьи 168 говорится, что "Конституционный суд до принятия проекта изменений в Конституцию, а также выносимых на референдум проектов правовых актов определяет их соответствие Конституции".

Возможно, изменения, которые планируется сегодня обсудить на внеочередном заседании, позволят НС обойти этот пункт и без учета мнения КС принять изменения в Конституцию.

Однако при таком развитии событий Армения может столкнуться с явным дисбалансом ветвей власти, что чревато регрессом в развитии демократии в стране

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.