Ранее Специальная следственная служба Армении выдвинула против экс-президента Сержа Саргсяна обвинение по пункту 1 части 3 статьи 38-179 (присвоение или растрата) Уголовного кодекса республики. Бывший президент обвиняется в том, что в период с 25 января по 7 февраля 2013 года организовал присвоение, растрату и хищение 489 миллионов драмов (свыше 1 миллиона долларов) со стороны группы должностных лиц. В качестве меры пресечения в отношении Саргсяна избрана подписка о невыезде.
"У меня создалось впечатление, что какие-то правила игры, какие-то договоренности, соблюдавшиеся на протяжении долгого времени (возможно, с момента "бархатной революции"), были нарушены. То, что произошли изменения, можно было понять также по недавним заявлениям и оценкам с обеих сторон", - сказал Акопян.
По его мнению, власти обеспокоены нынешней политической активностью Саргсяна, которой он не отличался даже в годы президентства. Сейчас бывший глава государства активизировался не только в Армении и Карабахе: он проводит встречи с иностранными послами, представителями международных структур.
Изменился формат, а также содержание заявлений Саргсяна. Возможно, в его публичных выступлениях были определенные месседжи, адресованные не внешней, а внутренней аудитории, в первую очередь – руководству Армении. Учитывая довольно острую реакцию властей, эти месседжи, скорее всего, дошли до адресата.
"Сложно говорить о том, какая из сторон нарушила "правила игры". Не исключено, что именно этим обусловлено использование такого серьезного ресурса, как уголовное преследование Саргсяна. Понятно, что этот ресурс должны были применить в особо значимое для властей время", – убежден Акопян.
Теперь этот ресурс частично растрачивается. Частично, потому что речь (по крайней мере, сейчас) идет лишь о предъявлении обвинений, а не о задержании или аресте.
С точки зрения Акопяна, предъявление обвинения Саргсяну следует расценивать именно как предупреждение: если бы власти хотели пойти до конца, то им ничего не мешало уже арестовать его.
Мнение о том, что обвинения в адрес Саргсяна связаны с планами властей пойти на невыгодные для армянской стороны шаги на переговорах по Карабаху, Акопян считает необоснованным.
"В республике не было и не будет властей, которые пойдут на подписание антиармянского документа. Нет такой силы, которая может пойти на это, даже если захочет", - убежден политтехнолог.
Любое подобное решение приведет к новой революции в Армении. Об этом свидетельствует 30-летний карабахский процесс и политические события в стране. На этом погорел не один "авторитетный" политик, в том числе и первый президент Левон Тер-Петросян.
Что касается слухов о том, что по этому делу власти предъявят обвинение экс-премьеру Тиграну Саркисяну сразу после окончания его срока на посту главы Евразийской экономической комиссии, то политтехнолог относится к этому скептично. Пока что мишенью уголовного процесса выступает именно экс-президент Армении.
"Не думаю, что уже есть политическое решение по поводу того, как далеко можно зайти или кого еще привлечь в рамках этого дела. Пока что решается конкретная задача", - отметил Акопян.
При этом политтехнолог обращает внимание на то, что задержания и аресты уже давно потеряли значительную часть своего пиар-эффекта. Даже обвинение в адрес Саргсяна не возымело какого-то особого эффекта в обществе.
К тому же Саргсян, выйдя из тени, вновь выступил в роли политика. Обвинения в его адрес дают возможность сторонникам экс-президента говорить о политических преследованиях.
"Предупреждение" со стороны властей вряд ли полностью сведет на нет активность Саргсяна. С другой стороны, и нынешние, и прежние власти никогда не работали друг против друга "до конца". С обеих сторон всегда была определенная недосказанность, и, скорее всего, она сохранится.
Напомним, экс-президент Армении Серж Саргсян заявил на саммите Европейской народной партии в Загребе, что после смены власти никаких революционных перемен в стране не произошло. Те, кто пришел к власти, за минувшие полтора года никаких революционных изменений во внутреннюю и внешнюю повестку страны не внесли.
Более того, Саргсян заявил о нарушении демократических, конституционных норм в стране. По его словам, со всей очевидностью нарушена функция судебной власти, проводятся политические преследования. Нетерпимость и ненависть достигли масштабов, вызывающих обеспокоенность.