Повышение тарифа на газ для Армении неизбежно. Из контекста заявления Никола Пашиняна мы очевидно видим констатацию того факта, что с 1 апреля 2020 года произойдет повышение цены на газ. Об этом в беседе с Tert.am сказал эксперт по вопросам энергетической безопасности, член политсовета партии «Одна Армения» Ваге Давтян. По его словам, повышение цены на газ на границе может составить около 20%, а для населения порядка 7%.

«Повышение цены на газ, однако, будет иметь мультипликативный эффект также на образование окончательного тарифа на электроэнергию, а также косвенно повлияет на стабильность различных секторов экономики. Вопрос рассматривался проблему исключительно в логике, что зимой холодно, население потребляет больше газа, и это промежуточное решение может снизить риски, на мой взгляд, что это поверхностный подход», - отметил Ваге Давтян.

- Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил на встрече с российскими журналистами, что цена на российский газ для Армении не повысится до следующей весны. Заместитель премьер-министра Мгер Григорян выступил с аналогичным заявлением, отметив, что вопрос повышения цены на газ не будет обсуждаться до 1 апреля. После этих заявлений многие предполагают, что текущая цена останется неизменной до весны, а затем произойдет подорожание. Считаете ли вы такой сценарий возможным?

- Еще в рамках расширенного заседания глав стран-членов ЕАЭС в Ереване были достигнуты определенные промежуточные компромиссные договоренности, о которых в эти дни уже объявляется премьер-министром и чиновниками, регулирующими соответствующий сектор.

Очевидно, что в настоящее время существует политическое решение не повышать цену на газ с 1 января, но это можно рассматривать только как очень краткосрочный, тактический шаг.
Учитывая макроэкономические процессы, происходящие как на мировом энергетическом рынке, так и на российском газовом рынке, повышение тарифа на газ неизбежно для Армении, если мы рассматриваем этот вопрос исключительно в экономической логике.

Здесь, пожалуй, можно сделать вывод, что мы в очередной раз не применили инструментарий энергетической дипломатии.

Проведем параллели с Молдовой: президент Игорь Додон объявил несколько недель назад, что в результате длительных переговоров российская сторона решила снизить цену на газ, поставляемый в Молдову, на 15% на начальном этапе.

Рассматривается возможность снижения цены на газ для Молдовы еще на 30% с 1 января.
Здесь ясно, что Молдова рассматривается как одно из важных звеньев между ЕАЭС и ЕС, то есть, вопросу даются сугубо политические решения.

Аналогичное решение дается также армяно-российским энергетическим связям и их урегулированию, но, к сожалению, исключительно на короткий срок.

- По вашему мнению, за этот короткий срок – до апреля 2020 года ожидает ли российская сторона чего-либо от Армении взамен на то, что не повысит цену на газ?

- По всей видимости, нет. Если речь идет о передаче каких-то инфраструктур, то такого вопроса в повестке дня нет. Это, с одной стороны, тактический шаг для властей Армении по обеспечению некоторой социальной стабильности в зимний период при увеличении потребления природного газа, особенно населением. С другой стороны, это также можно рассматривать как тактический шаг для России, чтобы выиграть время для окончательного решения и оценки некоторых вопросов в армяно-российских политических отношениях.

-Примечательно заявление Никола Пашиняна о том, что в результате обсуждений с президентом России Владимиром Путиным этого вопроса стороны пришли к соглашению, что тариф должен быть таким, чтобы не наносить удар экономике Армении. Какие предположения можно сделать из этого заявления Никола Пашиняна?

- Можно предположить, что переговоры, продолжавшиеся почти около года, не дали никаких окончательных результатов. Очевидно в контексте этого заявления мы видим констатацию того факта, что, все – таки, с 1 апреля 2020 года произойдет подорожание на газ. Полагаю, что подорожание может быть около 20%. Очевидно, что даже нынешняя цена на границе снижает экономическую активность Армении и не может служить стимулом для обеспечения экономического роста.

Поэтому я считаю, что сегодняшние переговоры должны быть в большей степени сосредоточены не на пересмотре цену на газ на границе, а в первую очередь на вопросе ценообразования внутренних тарифов, который имеет ряд проблемных аспектов, но этот вопрос находится в компетенции исключительно правительства Армении, компании «Газпром Армения» и КРОУ, а не президента России.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.