20 лет назад, 27 октября 1999 г., пятерка террористов во главе с Наири Унаняном ворвалась в зал пленарных заседаний парламента, расстреляла лидеров блока "Единство" - спикера Карена Демирчяна и премьер-министра Вазгена Саркисяна.

ПОГИБЛИ вице-спикер Юрий Бахшян, другой вице-спикер, Рубен Мироян был убит, когда, услышав выстрелы, покинул свой кабинет и поспешил в зал заседаний. В зале погибли также ближайший соратник Спарапета министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутат Генрик Абрамян, депутат-академик Айк Котанян, в фойе парламента был расстрелян депутат Арменак Арменакян. Среди депутатов и членов правительства были раненые. За 20 лет было множество спекуляций на деле - от пресловутого "варианта Мегри" до версии организаторов и вмешательства внешних сил.

Тогда, 20 лет назад, многие спекулировали и на предыдущем захвате, который имел место после тотальной фальсификации итогов президентских выборов 1996 г., однако эта аналогия "хромает" на обе ноги. Вторжение сторонников единого кандидата от оппозиции Вазгена Манукяна в здание парламента не преследовало цели захватить депкорпус и вынудить депутатов принять какие-то решения, в то время как главарь террористов Наири Унанян принес c собой целую папку проектов, которые попытался навязать депутатам.

В 1996 г. на территории парламента располагалось здание Центризбиркома, именно туда направился Манукян с группой своих сторонников. Толпа ворвалась в здание позже, Аршак Садоян повел людей к кабинетам парламентского руководства и произнес "историческую" фразу: "Вот они - делайте с ними что хотите!", в итоге спикера Бабкена Араркцяна и его заместителя Ара Саакяна жестоко избили железными прутьями. Другой вице-спикер, Карапет Рубинян, успел убежать.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ представители парламентского большинства отыгрались по полной программе: они избили перед включенными телекамерами представителей оппозиции. Избиение имело место в присутствии министра юстиции. После избиения и лишения депутатской неприкосновенности по всей стране прошли массовые аресты, сторонников оппозиции жестоко избивали в СИЗО МВД. Спустя 3 года в том же зале парламента, где избивали оппозиционеров, прозвучали автоматные очереди.

Блок "Единство" пользовался доверием

Если в сентябре 1996 г. людей привело к парламенту возмущение фальсификацией итогов президентских выборов, то парламентские выборы 1999 г. прошли в обход массовых возмущений. Возглавляемый Кареном Демирчяном и Вазгеном Саркисяном блок "Единство" пользовался доверием большей части избирателей, люди связывали большие надежды с лидерами блока, к результатам выборов претензий не было.

ЭТО БЫЛИ ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ, которые организовал президент Роберт Кочарян, и они в корне отличались от предыдущих парламентских выборов 1995 г. О том, что выборы 1999 г. были демократическими, признал с трибуны парламента и сам Никол Пашинян.

Так или иначе, а спустя 19 лет после теракта и захвата депутатов в заложники, 2 октября 2018 г., премьер-министр Никол Пашинян призвал своих сторонников к зданию парламента и практически осуществил захват законодательного органа власти, вынудив депкорпус подчиниться своей воле. При этом захвате никто не погиб, погибла только демократия, был нарушен главный принцип разделения ветвей власти. Позже премьер попытался таким же способом подчинить себе судебную власть, призвав сторонников блокировать здания судов и не пускать судей на работу.

Отправная точка репрессий

Если события 1996  и 1999 гг. уже в какой-то степени осмыслены элитами, обществом и политическими аналитиками, то захват парламента 2 октября 2018 г. еще требует осмысления.

КОГДА-НИБУДЬ ЭТОТ ЗАХВАТ назовут отправной точкой в летописи политических репрессий режима Пашиняна. Тем самым выстрелом в Кирова, за которым последовали репрессии. Ведь это только спустя десятилетия стало известно, что любимца Сталина убили не враги революции, а ревнивый муж любовницы. Но властям нужен был повод для массовых репрессий, и он нашелся.

Если Наири Унаняну при захвате парламента не удалось вынудить депутатов принять те решения, которые он с собой принес, то Пашинян заставил депкорпус подчиниться своей воле без единого выстрела. За захватом последовал роспуск парламента…

Без пресловутых ссылок на волю народа дело, конечно, не обошлось. Когда после расстрела парламента Наири Унанян позволил журналистам покинуть зал заседаний (в то время места для аккредитованной публики были в зале пленарных заседаний), то он сказал, чтобы они позвали народ к зданию парламента. Братья Унаняны и их подельники были уверены в том, что, расстреливая лидеров "Единства", они выполняют волю народа.

Поток спекуляций на тему так называемых организаторов теракта и участия внешних сил последовал сразу после заявления президента Роберта Кочаряна о том, что расстрел в парламенте – "дело участкового", но оппозиции хотелось видеть за этим делом не только пятерку Унаняна. Сразу после расстрела в парламенте в кабинете замминистра обороны и зампредседателя Союза "Еркрапа" Аствацатура Петросяна (в здании МО) собрались люди, которые попытались использовать теракт в личных целях.

РЕЧЬ ОБ ИЗВЕСТНОМ СОВЕЩАНИИ с участием Вано Сирадегяна, Андраника Кочаряна, Ваана Ширханяна, Шогер Матевосян и др. О том, что сразу после теракта президенту был представлен список будущих назначений, общеизвестно. До сих пор мало кто задался вопросом: почему эти люди стали первыми, кто попытался использовать кровопролитие в парламенте в личных целях?

Многие помнят заявление Гагика Джангиряна с трибуны парламента о том, что после отставки он скажет больше о теракте. Вот уже полтора года, как власть сменилась, однако никаких заявлений в этой связи Джангирян не озвучил. Ашот Манучарян в свое время требовал создать парламентскую комиссию, обещая назвать имя высокопоставленного иностранного политика, который якобы за 3 дня предупредил высокопоставленного чиновника нашей страны о готовящемся теракте. Как будто без комиссии назвать это имя не представлялось возможным…

Кстати, согласно материалам дела, пятерка Унаняна планировала осуществить теракт раньше, предположительно 13 октября. Брат погибшего Вазгена Саркисяна Арам Саркисян в свою очередь озвучил версию о некоей кассете, которая содержит запись переговоров Роберта Кочаряна с террористами. "Была подготовлена специальная комната, ее подготовил Григорий Гарегинович - человек, который прошел школу национальной безопасности, а потому невозможно, чтобы в этой комнате не было записывающего устройства. Там были также Кракем Грач и Владимир Гаспарян. Я исключаю, чтобы у Гаспаряна не было этой записи", - заявил экс-премьер. Если А. Саркисян так уверен в наличии записи, которая, как он считает, могла пролить свет на многие обстоятельства дела, то почему он не вспомнил о ней во время пребывания на посту премьер-министра, а заговорил об этом только впоследствии?

20-я годовщина только увеличит поток спекуляций на теме теракта. Если отвлечься от всей этой словесной шелухи, то станет ясно, что "дело участкового" не имело и не имеет перспективы по выделенной части, которая касается поиска организаторов. Все попытки обвинить в причастности к теракту тогдашних руководителей государства зашли в тупик. Но спекуляции на крови продолжаются.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.