Эксперт по геополитике Южного Кавказа Анжела Элибегова в беседе с корреспондентом Panorama.am коснулась провокаций ВС Азербайджана, их причин, действий, которые должна предпринять армянская сторона.
– ВС Азербайджана в последние дни активизировались на армяно-азербайджанской границе. Чем это, на Ваш взгляд, обусловлено?
– Последние 2 недели были очень насыщенными в плане происходящих событий: с речью в ООН выступил премьер-министр Армении, представив тезисы по Арцаху, 23 сентября в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, после чего в Ереване 1 октября прошло очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС).
Активизация ВС Азербайджана и на линии соприкосновения арцахских и азербайджанских войск (предпринятая 22 сентября ВС Азербайджана попытка диверсии, уничтожение 25 сентября ПВО Армии обороны Республики Арцах азербайджанского беспилотника), и на армяно-азербайджанской государственной границе – в направлении Тавуша, обусловлена именно вышеупомянутыми событиями. Как правило, на фоне таких событий, происходящих в Армении или вокруг Армении, Азербайджан всегда обостряет ситуацию, идет на провокации, когда в Армении происходит международное событие. По этой части, по крайней мере, я не вижу ничего необычного.
В этом плане более примечательны заявления, прозвучавшие на заседании клуба «Валдай» в Сочи, а также предшествовавшие им заявление в ООН, заявление Минской группы ОБСЕ. Ситуацию здесь необходимо проанализировать более комплексно. Например, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров 2 октября на сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» сказал: переговорный процесс на данный момент заторможен, заявления же сторон не способствуют позитивным сдвигам в процессе. Он также намекнул на недостаточную интенсивность процесса по обмену пленными. Считаю, что это в определенной степени было давлением на стороны, чтобы они ускорили этот процесс.
Второй намек заключался в том, что сейчас Россия не видит обострения ситуации, то есть Россия еще раз подчеркнула свою роль модератора.
– В результате стрельбы ВС Азербайджана один военнослужащий погиб, три человека получили ранения. Только пресс-секретарь министра обороны Армении заявил, что эти провокации не останутся без ответа. Считаете ли Вы реакцию армянской стороны удовлетворительной?
– Этим азербайджанским провокациям не дали надлежащей оценки ни Минская группа ОБСЕ, ни ОДКБ, ни какая-либо другая международная структура, в то время как в этом случае, исходя из милитаристских заявлений Баку, очевидно, а Азербайджан и не скрывает, что он не исключает военного решения проблемы и даже оно для него предпочтительнее.
В этом случае я ожидаю более жесткой позиции армянской стороны, занятие позиции представляющего претензии, но я увидела комментарии пресс-секретаря МИД Армении в связи с речью Алиева, заявлениями Лаврова, заявления некоторых депутатов, адресованные Алиеву, которые констатируют, что азербайджанская сторона на данный момент не готова к мирному процессу и предпочитает военное решение. Это ни для кого не новость, особенно когда азербайджанская сторона никогда не скрывала этого.
Мне хотелось бы услышать, что мы собираемся делать дальше, какие сценарии развития ситуации мы прогнозируем и какова наша позиция по этому вопросу. Если мы продолжаем настаивать, что Арцах – это Армения, и все тут, и что Армения будет вести переговоры с Азербайджаном, закрыв тему возвращения Арцаха за стол переговоров, то это об этом нужно сообщить общественности.
Если это не так, тогда нужно объяснить, какой логикой мы будем руководствоваться, как мы будем участвовать в переговорах, так как, насколько я понимаю, руководитель Армении заявил, что у него нет мандата на переговоры, но международное сообщество и Минская группа ОБСЕ намекнули нам, что нужно начать реальные переговоры.
В этом случае должно быть объявлено, какова официальная позиция армянской стороны. Если настаивают, что решение должно быть приемлемым для населений Армении, Арцаха и Азербайджана – подчеркиваю, населения, а не народа, то каким является приемлемый вариант в представлении армянской стороны. Несколько сложно представить, как можно достичь варианта, приемлемого и для нашего общества, и для общества Азербайджана, если позиции Армении и Азербайджана по урегулированию арцахской проблемы кардинально разные.
Алиев в Сочи ясно сказал: их позиция, что Арцах будет частью Азербайджана, не изменилась, указал, что они готовы к радикальным решениям в этом вопросе. Приемлемое решение для азербайджанского общества таково, для нашего общества это неприемлемое решение. Я хотела бы услышать официальную позицию по этому вопросу. До сих пор я не встречала четкой и простой формулировки того, как мы видим приемлемый для нас вариант решения проблемы, как он будет сочетаться с тезисом о том, что мы также должны учитывать мнение азербайджанского народа.