С давних советских времен на стыке трех республик стоял мост. На нем встречались первые лица Армении, Грузии и Азербайджана, поднимали бокалы, говорили друг другу хорошие слова. Особенно запомнилось: "Мы живем не рядом друг с другом, мы живем друг в друге". Прошли годы…
Из сообщений СМИ: "Действующий мост – довольно узкий, за долгое время эксплуатации обветшал. Подрядчик обещает, что новый будет прочным и расширит пропускную способность КПП с обеих сторон".
Случилось так, что сейчас пропускная способность актуальна лишь для двух стран – Армении и Грузии. Понимая это, и Ереван, и Тбилиси избегают поэтических метафор и говорят по существу дела – верх берет прагматизм, балом правят грузооборот, размер пошлин, курс валют и скорость перемещения грузов из пункта "А" в пункт "Б".
Сказав о расширении моста между Арменией и Грузией, подрядчик обещает высокую пропускную способность дорожного полотна и необходимую прочность конструкций. Между тем, проверка на прочность отношений армян с грузинами в жизни идет уже давно.
Вот и пример из мира кино.
"Как тебе армянин?" - спросил как-то режиссер Георгий Данелия коллегу Эдмона Кеосаяна, приглашенного на просмотр "Мимино".
"Не Сократ, конечно. Но хороший парень. Надежный", - ответил он.
"Как вам Армения?" - часто спрашивали уроженку Тбилиси, долгожительницу Бюракана, астрофизика Тину Асатиани.
Она вышла замуж за армянина, переехала в Ереван, стала академиком Академии наук Армении, лауреатом многих международных премий, создала и была избрана почетным президентом грузинского благотворительного сообщества "Иверия" в Армении.
Спрашивать после этого Тину Асатиани "как вам Армения?", было как-то странно.
Скончалась она в Ереване в возрасте девяноста трех лет. На стене дома, где Асатиани провела последние годы, установлена мемориальная доска.
"Вражды между армянами и грузинами никогда не было, но дискуссии и споры – кто древнее, кто умнее, кто лучше в футбол играет, были и будут всегда", - отмечал Данелия в своей книге "Тостуемый пьет до дна".
А это из анекдотов моей юности. Грузинские археологи находят кусок ржавой проволоки и говорят: "Телеграф в Грузии существовал еще во времена Средневековья!". Армянские археологи тоже копают, ничего не находят и заявляют: "А вот в Армении во времена Средневековья уже был беспроволочный телеграф!". Беззлобная шутка, не исключающая, однако, спорадических обострений в отношениях между народами. Почему возникают эти обострения?
"Самое сложное – это понять, что напротив тебя – не ты. Проблема в том, что ты видишь некоторую оболочку, а в эту оболочку вкладываешь себя же и сам с собой пытаешься договориться. А там совершенно другое существо", – объясняла как-то умная российская бизнес-леди Ольга Ускова.
Еще раз подтверждается: ласкающее слух "Мы живем не рядом друг с другом, мы живем друг в друге" – больше для лириков, чем для физиков. Суть истинного добрососедства – жить не рядом, не в ком-то, а жить правильно. С встроенной, как в компьютере, системой "Защита от дурака".
Люди разные, и их отношение к жизни тоже разное.
Ожидается, что новый мост через реку Дебед, который свяжет Армению и Грузию, построят уже в 2021 году, и он окажется полезным как одной, так и другой стороне. Тем не менее, не все, что обычно для Грузии, в обиходе и у армян. Разногласий по всяким вопросам может быть больше или меньше, но добрососедству это – не помеха. В компьютере есть такая функция: "Отменить". То есть вернуться в исходное положение, как бы стереть и начать заново, будто ничего другого до этого и не было. Как в новой Армении, так и новой Грузии.