После последней моей записи о героях друзья обвинили меня в том, почему не говорю о главном – о «революции», произошедшей в апреле-мае 2018 года, о том, почему это произошло и как относиться к этим событиям, какие давать оценки. Кратко отвечу: революция объективно назрела, вместо революции произошла смена власти, и сейчас может начаться самое опасное – глубокое общественное разочарование с крайне печальными последствиями. Избежать этого можно, лишь осуществив реальную революцию. Столько, если лаконично. А если детальнее, то революция в Армении была неизбежна: для этого имелись и назрели все предпосылки.
Революция – прямое следствие той общественной болезни, которой мы были заражены еще в 90-х. Ведь только в условиях нездоровых общественных отношений складывается такая поляризация общества, когда взаимная нетерпимость и вражда превращаются в хроническую болезнь. Лишь в случае подобных нездоровых отношений можно гордиться талантом граждан Армении, но так и не найти такой модели социальной солидарности, распределения капитала и доходов, которая обеспечила бы согласие в обществе, а также исключила бы любые проявления зависти и ненависти на почве социальной справедливости.
Только в условиях глубоко нездоровых общественных отношений возможно победить в войне, однако воспринимать эту победу как бремя, гордиться национальными ценностями, но всегда держать под прицелом национальную идентичность. Все это не является следствием деятельности одного человека и одной власти. Это гораздо более глубокий, всеобщий, длительный и системный симптом. И именно по этой причине, в условиях этого бремени, стереотипов, качеств и вражды социальных слоев революция рассматривалась как единственный и последний спасательный круг, последний шанс судьбы. И в Армении произошла «революция». И перемена сама по себе была настолько важна, что никто не вспомнил о сути этого изменения. После 23 апреля у новой власти была реальная возможность консолидировать, созидать, творить, использовать полученную ею беспрецедентную поддержку во благо государственности и народа, во имя прогресса. У нее была беспрецедентная возможность не становиться заложником прошлого, избавиться от неписаных обязательств, быть открытой к вовлечению всего наилучшего, был шанс сформировать «команду мечты» и добиться невообразимых результатов. Взлетная полоса после 23 апреля для Армении была свободной, а погода – благоприятной.
К сожалению, был избран иной путь, иной почерк, который неизбежно повел уже в совсем другое поле – политических расправ и мести. И затем уже начался закрытый цикл. Очевидно, что ни один серьезный профессионал не присоединится и не свяжет свою жизнь с мстительной властью, осознавая, что месть порождает месть. А власти, задыхающейся от дефицита профессиональных кадров, не остается ничего иного, как прибегать к новым репрессиям – с целью удержания власти. И мы с открытыми глазами вступили именно в этот порочный круг. И вместо столь желанной революции получили всего лишь бессмысленную смену власти. В итоге как во внутреннем, так и во внешнем сегменте за 1,5 года нет ни одной презентабельной истории успеха. Ее и не могло быть: погрязшие по колено в болоте прошлого никогда не смогут летать. А репрессии не могут продолжаться вечно, более того, если даже продолжатся, большинство начнет относиться к ним с глубоким безразличием, поскольку наступает момент, когда надо говорить уже об ощутимом, предметном результате, а не гордиться количеством арестованных бывших президентов или иных чиновников.
Нынешняя власть вместо реализации реальных реформ избрала форму постоянного присутствия в социальных сетях, вместо Новой Армении – Армению Фейсбука, вместо программных выступлений – агрессивный эмоциональный ор, вместо консолидации общества – попытки посеять вражду между всеми. Это чрезвычайно опасно для страны, для государственности. Невозможно долго держать общественность на волне отрицательной энергии, нервных процессов и нервозных ожиданий. Невозможно шить уголовное дело на каждого более или менее весомого деятеля и требовать от общества дискурса развития. «Уничтожение», оскорбление людей, пользующихся авторитетом, попытки самоутвердиться за их счет- это не поведение сильной личности. Это хрестоматийные истины. Еще величайший теоретик истории революций говорил: «Люди, гордившиеся тем, что совершили революцию, всегда на следующий день убеждались, что на самом деле не знали, в чем принимали участие, и что совершенная революция в действительности отнюдь не похожа на то, чего они хотели добиться».
Спустя считанные месяцы общество констатирует, что «революция» не стала спасательным кругом в решении проблем, чтобы реально хорошо жилось. Уже не стала. А окончательное разочарование общественности может стать гораздо большей ловушкой к тому, чтобы оказаться в атмосфере всеобщей апатии и навсегда перестать мечтать. Новой возможности может больше и не быть. Это самое опасное. У нас еще есть возможность выбраться из капкана прошлого, ставить содержательные, революционные цели, проявить волю и решимость. Люди должны верить, что не ошиблись в своем требовании перемен, не виноваты в том, что не стали и не станут бенефициариями «революции», пока цель революции не получила окончательного содержательного оформления и не дополнена представлениями о будущем. Люди должны верить в то, что имеют право продолжать мечтать. Непременно должны верить.
Революция в Армении до сих пор остается неизбежной.
P.S. Сегодня моему старшему другу Ваану Ованнисяну исполнилось бы 63 года. Сказанные им однажды слова – «Местью вообще государства не построишь» – сегодня более чем актуальны. Преклоняюсь пред его светлой памятью.