На памяти автора, видевшего пару десятков министров внутренних дел, самым нелепым оказался детский писатель, затем общественный деятель, далее управляющий лесным хозяйством, после чего ереванский градоначальник, а между делом лидер Армянского общенационального движения Вано Смбатович Сирадегян.
В чем нелепость? Главный милиционер страны стал первым и единственным министром, презирающим свою милицию.
- Тогда как работать? - спросил я его в одном из интервью.
- Толстошеих и безмозглых "дядь Степ" советского периода будем гнать. Возьмем профессиональных и бескорыстных.
Процесс пошел. Преступность стала снижаться, стрелять по сторонам и друг в друга почти перестали, пару-тройку воров в законе - руки за спину и на нары, ходить по улицам стало безопаснее, получать откаты и торговать наркотиками - тоже.
Почему? В форме полицейского оказались в том числе и те, кому в самый раз ходить в наручниках. Такая вот ротация кадров бывших милицейских типа "дядя Степа" на полицейских категории "аперо-було".
…Время шло, грань между полицией и мафией стиралась так быстро, что иной раз приходило в голову: коль не справляемся с мафией, может, и полицию упразднить? Терпеть и то, и другое – себе дороже.
Что дальше? А дальше вот что.
"Депутат Национального собрания Армении Вано Сирадегян объявлен в розыск. Бывший министр внутренних дел Армении, обвиняемый в организации нескольких убийств и других нашумевших преступлений, исчез в тот же день, когда парламент санкционировал его арест, и теперь судебный процесс над ним приостановлен. Вано Сирадегян уже не в первый раз легко уходит за кордон в тот самый момент, когда тучи над ним начинают сгущаться. В прошлом году, например, его следы были обнаружены в Арабских Эмиратах, откуда он перебрался во Францию. Где искать сегодня неизменно ускользающего подсудимого, пока неизвестно". Это из заметки собственного корреспондента газеты "Известия" Сергея Баблумяна, опубликованной 8 апреля 2000 года.
Новые полицеймейстеры страны начали чистку по-новой. Результат с переменным успехом, напоминающим отчасти диалог из "Крестного отца".
-Вы живете в плохом районе?
- Не то слово. Однажды с нашей улицы угнали полицейскую машину с двумя полицейскими. В дом все время лезут воры. Каждый раз, как я пытаюсь закрыть окно, прищемляю кому-нибудь пальцы.
Известно: возможность украсть создает вора. Воры уважают собственность. Просто они желают, чтобы собственность принадлежала им. Чтобы они могли еще больше уважать ее. Всенародная собственность живо перетекала во всякие руки и стала называться частной.
Куда идут люди, когда видят, что власть отстоять закон не может? Правильно: идут к ворам. Эти смогут: что надо - вернуть или по справедливости поделить, кого надо прищучить, кому надо "дать в лапу". Получается сращивание преступного мира с властью, или проще говоря, коррупция.
…Сегодня коррупции объявлен бой. "В рамках усиленной службы сотрудники полиции подвергли приводу десятки криминальных авторитетов в разных областях страны. Оперативная обстановка в республике полностью контролируется", - сообщает пресс-службы полиции Армении.
Насчет "полностью контролируется" я бы не спешил, но то, что произведенный на днях в генералы начальник армянской полиции Валерий Осипян настроен дать бой, пусть не последний, но решительный, похоже, так.
…В прошлом милицию, нынче полицию, ругали. Не жалуют ее и сегодня. И вряд ли полюбят завтра - не пряники медовые. Но и вчера, и сегодня, и завтра, если что стряслось, шли, идем и будем идти в полицию – больше некуда. Как, если где болит, обращаемся к врачам, которые тоже не ангелы. Между тем, врач на телеэкране редко когда гоним, как правило не судим, и почти никогда не бит.
Полицейский же (мент) в телесериальной интерпретации большей частью глуп, груб и обязательно пьет водку. Много. В крайнем случае, пьет пиво.
В "ментовке" бьют, и опять же пьют. Время от времени ловят преступников, по поводу чего пьют снова. Вот и получается образ весьма нелицеприятный, да еще в погонах. И вы хотите, чтоб рожденную телевидением полицию такого пошиба уважали? Да при нынешнем убойном ТВ - никто и никогда!
Когда живешь долго, перемены видишь резче. Не хочу сказать, что бывшие милиционеры жили на одну зарплату и пили исключительно "Джермук". Но все равно: газеты, журналы, кино и прежде всего телевидение их не опускали, не оглупляли, а поднимали и героизировали (чем, собственно, давно и успешно занимаются США и не только они).
Так или иначе Армения имела вполне сносную правоохранительную службу и людей, которыми можно было гордиться.
Перехожу на личности. Называю настоящих полковников и настоящих генералов. Михаил Есаян, Сергей Атарбекян, Рудик Овакимян, Виталий Богомазов, Карлен Торосян, Сергей Мартиросян… Могу еще и еще.
Скорее всего, такие люди есть и сегодня, но кто знает их имена, их дела? И почему мы должны узнавать этих людей лишь в связи с наказанием за превышение полномочий в отношении неугомонного Гаспари, которого знают все.