«Предстоящая встреча Мнацаканяна и Мамедъярова в Вашингтоне стала причиной активизации обсуждений относительно процесса по Арцаху, которые после бархатной революции и без того, похоже, не были в пассивном состоянии.
Почти нет сомнений в том, что встреча в Вашингтоне не будет судьбоносной или переломной, и вряд ли в обозримом будущем очерчивается такая встреча, если Армения или Азербайджан не допустят достаточно грубого дипломатического или военно-политического промаха.
Поэтому мы можем говорить о тактической позиционной борьбе, которую стороны ведут в рамках своей стратегии.
Вот где вопросов в Армении с этой точки зрения, похоже, больше, чем в Азербайджане.
Поскольку стратегия Азербайджана очень ясная, и Баку открыто заявил об этом и периодически заявляет о требовании территорий без предварительных условий и угрозе войны, никоим образом не обсуждая статус Арцаха. С формальной точки зрения их заявления об этом.
На самом деле ситуация может быть совершенно иная, и на самом деле Баку может быть совсем не таким закостенелым в своем поведении или постановках вопроса, но это уже предмет для другого разговора.
Какова стратегическая планка армянской стороны?
Это вопрос, который с одной стороны, вроде, поднимался около двух или более десятилетий, с другой же стороны, анахроничность этой планки и ее опасность стали очевидными во время Апрельской войны.
Речь идет о независимом статусе Арцаха, взамен на который армянская сторона рассматривает возможность передачи территорий. Во всяком случае, это так на формальном уровне.
В режиме реальной жизни картина может быть иной, но формальные стратегические планки в контексте неформального уровня решают многое: не все, но многое.
Проблема же заключается в том, что бесспорная независимость или самоопределение Арцаха с перспективой будущего присоединения к Армении, несомненно, является правильной планкой, но этого недостаточно в качестве планки безопасности армянской государственности, потому что даже в случае документально подтвержденного этого статуса армянская сторона фактически приобретает его ценой стратегической позиционной уступки.
И может ли кто-нибудь гарантировать отсутствие следующей войны, тем более в современном меняющемся мире и тем паче на Кавказе, где ничто не было гарантировано больше, нежели регулярные конфликты и военные столкновения.
Соответственно, становится очевидной несоразмерность нашей формальной стратегической планки и реальных угроз, рисков и вызовов армянской государственности», - пишет газета.