Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в статье для телеграм-канала "Бунин" написал о ситуации в Карабахе.

«На «линии соприкосновения» в Нагорном Карабахе снова жарко. И речь в данном случае вовсе не о погоде. Армянская и азербайджанская сторона в последние несколько дней обвиняют друг друга в обстрелах (как снайперских, так и артиллерийских). На первый взгляд, а данных сообщениях нет чего-то необычного. В Карабахе уже много лет держится динамичный статус-кво, при котором, хотя и не проводятся крупные военные операции, инциденты имеют регулярный характер. Формально перемирие держится, но движения к миру нет», - написал Маркедонов.

По его словам, однако в этой картине есть несколько важных деталей, на которые необходимо обратить внимание. В сентябре прошлого года премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели встречу «на полях» саммита СНГ в Душанбе, и два лидера договорились о создании механизма оперативной связи для предотвращения инцидентов. На неформальном саммите глав государств-членов Содружества в декабре эти договоренности были фактически подтверждены. После этого на «линии соприкосновения» установилось некоторое затишье. 

«Согласно статистике Ванадзорского отделения Хельсинской гражданской ассамблеи (а она не была никем оспорена), в Карабахе был самый спокойный период за пять лет. В конце 2018 года период без жертв продлился в течение 130 дней. И в начале нового года эта позитивная тенденция продолжилась. Но развитие событий в мае-июне показало, насколько зыбким было затишье», - написал Маркедонов.

Он обращает внимание и на еще один момент. Несколько дней назад МИД Армении анонсировало встречу министров иностранных дел Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедьярова в Вашингтоне на 20 июня. И подъем военно-политической температуры в Карабахе случился незадолго до этого. Сейчас будет интересно наблюдать, повлияет ли это на переговоры, и в каком направлении. Уже стало традицией (правда, совсем недоброй) наблюдать рост инцидентов либо в канун нового переговорного раунда, либо сразу после него. Похоже «карабахский маятник» снова заработал. 

«Переговоры не отменяются, но и фактор силы никто, похоже, не собирается, сдавать в архив. По справедливому замечанию британского эксперта Томаса де Ваала, Азербайджан нетерпим к статус-кво, тогда, как и новое армянское правительство, как и ранее предшествующий кабинет, ориентировано на поддержание нынешнего порядка вещей. И значит «управление конфликтом» по-прежнему остается ключевой задачей. Не решив ее, невозможно подступиться к мирному процессу содержательно, а не декларативно», - написал Маркедонов.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. 

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. 

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. 

 Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.-
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.