Сто пятьдесят лет тому назад в мире происходило всякое, но сохранилось далеко не все. К примеру, Периодическая таблица химических элементов Менделеева сохранилась. Нынешний год объявлен годом этой "иконы химиков" – так решили ООН с ЮНЕСКО. В связи с этим химик из Армении Софья Айдинян стала лауреатом специальной международной премии. Так решил академик Юрий Оганесян.
С чего все началось? С Международного Союза Чистой и Прикладной Химии (принято писать с заглавной буквы), которому в этом году опять же юбилейных сто лет. Так вот, учредив для молодых ученых-химиков (не старше сорока лет) сто восемнадцать международных именных премий, достопочтенный союз попросил российского Юрия Цолаковича Оганесяна номинировать на четыре премии – 114, 115, 116 и 117 элементы четырех достойных претендентов. Что и было сделано.
Вторая половина дела состояла в том – здесь я сошлюсь на полученное от академика Оганесяна письмо, "чтобы лично номинировать кандидата на самый тяжелый элемент с атомным номером 118 и названием "оганесон" (в Таблице – oganesson).
"На 118-й элемент я решил выдвинуть способного молодого химика из Армении. В старое время в Армении химическая наука была на высоте (впрочем, как и другие науки). Мне казалось, что и сейчас там тоже должны работать талантливые люди. Я не ошибся", - пишет Оганесян.
Он предложил министру науки и образования Армении Араику Арутюняну назвать ему кандидатов на эту высокую премию. Министр подошел к этому вопросу серьезно: объявил конкурс в два тура и предложил двух кандидатов на усмотрение ученого.
"Академик-секретарь химических наук Национальной Академии Левон Тавадян, которого я тоже попросил найти такую персону и, тем самым, помочь министру, предложил мне молодую особу – Софью Айдинян. Она оказалась, действительно достойным кандидатом и является одной из двух персон, посланных мне министром", - отмечает ученый.
Оганесян получил письмо с приглашением в Париж на торжественную церемонию вручения этой премии номинантам в ЮНЕСКО.
"Таким образом, армянская линия в Таблице Менделеева продолжается во втором (точнее, уже в третьем) поколении", - заключает ученый.
Кто продолжатель? Софья Вардгесовна Айдинян, кандидат химических наук, научный сотрудник института химической физики Армянской Академии наук имени Налбандяна. Как уже мы знаем, до сорока лет Софья еще не дотягивает, но у нее все впереди, и не только с возрастом.
Как нетрудно заключить из названия НИИ, то, чем, занимается Софья Айдинян, на стыке химии с физикой. Что бы это значило на деле, непосвященному понять трудно, потому не будем углубляться в этот вопрос. Исходим из того, что если академик-секретарь и министр из Армении предлагают российскому академику одного и того же кандидата, значит, этот человек того стоит.
Берем в расчет список опубликованных в авторитетных международных журналах статей, учитываем преданность выбранной профессии (хотя поначалу было желание стать детским врачом) и приходим к тому, что Армения дала себе, а если исходить из награды ЮНЕСКО, то и всему миру еще одного ученого высшей пробы.
В чем можно ожидать прорыва? Как раз в области горения и теплового взрыва, той области науки, которую успешно продвигал тоже наш соотечественник академик РАН Александр Мержанов.
"Лучше быть нужным, чем свободным" – назвала мне Софья Айдинян заголовок книги академика Мержанова, пояснив: хоть ей и не удалось осуществить мечту и стать педиатром, но надеется, что на планете Земля свое место она, тем не менее, нашла.
Думать так Айдинян вправе.