«2 апреля состоялся телефонный разговор между президентами России и Азербайджана, в ходе которого Алиев представил свою оценку встречи с Николом Пашиняном в Вене, сообщает пресс-служба Кремля.
Чем оценка Алиева отличалась от оценки армянской стороны, можно, пожалуй, предположить из сделанного в тот же день Алиевым заявления о том, что «война с Арменией еще не закончена, завершен лишь первый этап».
Алиев также заявил о том, что, якобы пресек попытку нового руководства Армении изменить формат переговорного процесса.
Телефонный разговор Алиева с Путиным и другие его заявления интересны, с одной стороны, на фоне состоявшегося 1 апреля телефонного разговора между Пашиняном и Путиным, с другой стороны - заявления премьер-министра Армении Пашиняна, которым он, фактически, взял на себя политическую ответственность за известное заявление министра обороны Давида Тонояна или, так сказать, подтвердил его принадлежность государственной политической повестке.
Речь идет о принципе «Новая война - новые территории», о котором министр Тоноян заявил на встрече с армянской общиной Нью-Йорка. Таким образом, позитивную и, так сказать, сдержанную тональность встречи в Вене сменила в некоторой степени агрессивная и жесткая военная риторика. С другой стороны, все это, безусловно, не удивительно.
В конце концов, было бы наивно думать, что стороны отныне будут общаться только в рамках миротворческой и сдержанной риторики. Ситуация еще далека от этого. Приблизится или нет – это существенный политический вопрос, в контексте перспективы решения Арцахского вопроса по примеру Кипра.
С другой стороны, здесь российский фактор становится ключевым, в качестве одного из ключевых факторов региональной безопасности или, иначе говоря, в ряду доминирующих силовых центров . Урегулирование ситуации по примеру Кипра не вписывается в рамки российской стратегии.
В нее не вписывается также война, однако и длительное и устойчивое «замораживание» также не умещается.
Впрочем, с другой стороны, поведение Москвы здесь будет во многом зависеть от политики сторон. В этом смысле ожесточение риторики Армении и Азербайджана по большому счету можно рассматривать в рамках борьбы за поведение России.
По большому счету, новый принцип, провозглашенный Арменией, на практике является новой планкой, которую Армения ставит перед своим союзником, формулируя ту военно-политическую цель, которую ставя перед собой, Армения, фактически, выдвигает перед своим союзником.
Если к этому добавим также то, что Армения еще в прошлом году на уровне заявления премьер-министра возложила на Москву региональную ответственность за недопущение войны, то в некоторой степени становится ясно, что Москва либо реально должна предпринять действенные шаги для установления режима долгосрочного сдерживания Азербайджана, либо же предпринять шаги против Армении», - пишет газета.