Пашинян говорил много и практически обо всем, оно и понятно – в повседневной жизни государства нет более или менее важных событий, все важны одинаково. Поскольку для того, чтобы объять все, потребуется много места и времени, постараемся остановиться на наиболее значимых моментах.
Первое, что зацепило в словах премьера, это утверждение о том, что уровень внешнего госдолга не может считаться угрожающим. Проблема возникла не сейчас, справедливо отметил он, но в рамках бюджетного планирования все ежегодные выплаты рассчитаны.
"Никакой угрозы, опасности для Армении нет. Цены на жилье будут расти, доходы бюджета будут расти. В этом году мы соберем, как минимум, 40 миллиардов драмов (82 миллиона долларов – ред.). И наши показатели экономической активности свидетельствуют, что доходы будут расти", - сказал Пашинян, отвечая на вопрос депутата.
Что касается роста цен на жилье и доходов, то об этом можно (и лучше) будет говорить по свершившемуся факту. Дай бог, чтобы так оно и вышло, и чтобы бюджет пополнялся, но тут настораживает один нюанс.
Получается, что ровно до того дня, как Пашинян стал премьером, государственный долг Армении был ужасающим и страна вот-вот должна была рухнуть – послушайте выступления самого Пашиняна-оппозиционера и почитайте "Айкакан жаманак", начиная от апреля 2018 года в ретроспективе. А теперь тот же самый, и даже немного увеличившийся, госдолг уже не критичен, вот оно как выходит.
Нестыковочка получается – надо в этом случае определяться, когда передергивались факты в отношении опасности госдолга: раньше, при старых властях, или сейчас?
Другой момент, остановивший на себе внимание – из серии про монополии и коррупцию, которые за последние месяцы уже неоднократно объявлялись искорененными, но с упорством необычайным вылезают вновь из щелей.
"В Армении монополии должны быть искоренены, и в этом направлении мы достигли конкретных результатов", - сказал Пашинян, стало быть, как и в случае с коррупцией, об абсолютных успехах сигнализировать месяцев 8-9 назад было рано.
Но, конечно, на пути к искоренению монополий – трудном пути, конечно – правительству можно только пожелать всяческих успехов. Тем более что как раз монополии – штука, которую можно победить. Это в отличие от коррупции, которая на сегодняшнем этапе развития человечества непобедима в принципе.
Далее – стремление правительства избавить Армению от понятия "дешевая рабочая сила" ничего, кроме горячей поддержки, вызвать не может.
"Никто в Армении за счет зарплаты не становился богатым, а тем более - очень богатым. Мы намерены поощрять политику высоких зарплат. Мы не будем бороться за то, чтобы в Армении люди продолжали получать 80 тысяч драмов", - пояснил Пашинян. Он отметил, что в Армении не должно быть дешевой рабочей силы – она должна быть высококвалифицированной, соответственно высокой зарплате, и не должно остаться людей, думающих, что на зарплату в 80 тысяч драмов можно хорошо прожить.
Здесь можно заметить в скобках, что вряд ли есть люди, считающие, что на такую, с позволения сказать, зарплату можно нормально прожить, но, если по существу, то цель – благая, вот только претворить ее в жизнь неимоверно трудно. Для этого, как минимум, нужно иметь развитую промышленность, ориентированную на экспорт, выпускающую товары, пользующиеся спросом.
Для того чтобы иметь такую промышленность, нужны, как минимум, астрономические по сегодняшним реалиям инвестиции и гибкое налоговое законодательство, от которого производители не убегают в тень, а исполняют его требования. Законодательство, направленное на поощрение бизнеса, а не на выжимание из него поступлений в бюджет всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Для того чтобы иметь такое законодательство… Впрочем, достаточно.
Ну, и напоследок нельзя не поставить увесистый "лайк" заявлению Пашиняна о недопустимости отказывать кому бы то ни было в праве на критику.
В контексте демократии было бы абсурдом ставить под сомнение право кого-либо заниматься критикой, и право на критику не подлежит обсуждению и сомнению, сказал в Национальном Собрании Пашинян. И следующее его заявление, о том, что качество дискуссий в стране должно измениться в принципе, тоже заслуживает безоговорочной поддержки.
Нельзя видеть в каждом несогласном врага – это путь в пропасть. Делить общество на "черных" и "белых" - это путь в пропасть, и именно из-за такого разделения самые благие начинания и перспективные проекты могут остаться нереализованными.
Самые жесткие (но обязательно конструктивные при этом) критики в экстремальной ситуации подставят плечо. Первыми же в случае чего сбегают те, кто вчера смотрел преданно в рот и бездумно аплодировал каждому твоему слову.