За месяц в Ереване состоялись две знаменательные встречи. Министр обороны Армении Давид Тоноян 11 марта принял спецпредставителя генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джеймса Аппатурая. Ранее Тоноян побеседовал с руководителем офиса НАТО на Южном Кавказе Росарией Пульизи.
Стороны обсудили детали "Недели НАТО в Армении" (11 – 18 марта), затронули сотрудничество в рамках Программы действий индивидуального партнерства Армения-НАТО, мероприятия Процесса планирования и пересмотра (PAPS), участие Армении в миротворческих миссиях (Косово и Афганистан). Кроме того, Альянс ревниво интересовался целями и задачами армянской гуманитарной миссии в Сирии. Представитель Минобороны Армении Левон Айвазян резюмировал: "НАТО остается важным партнером Армении".
В ереванских встречах присутствует некий флер недосказанности, ведь стратегическим союзником Армении считается Россия. Пожалуй, только этот факт по-настоящему заботит натовских партнеров Армении. Рассмотрим текущие события.
Демократический контроль
Участники очередной "Недели НАТО в Армении" в формате международных конференций рассмотрели реформы управления и борьбу с коррупцией, вопросы повышения дисциплины, чести и достоинства в армии, ряд других вопросов. Минобороны Армении участвует в программе НАТО по повышению чести и достоинства с 2013 года, и все же честь или есть (тогда повышать ее с участием натовских экспертов из Франции, Боснии и Герцеговины, Болгарии бессмысленно) или нет. Конференция в этом деле ни на что не влияет, пустая формальность.
Взаимодействие Армении и НАТО строится в соответствии с планом IPAP (подписан в декабре 2005 года) и предполагает периодические консультации с альянсом по региональной безопасности, совместную разработку стратегии безопасности и военной доктрины республики. Сюда же примыкают совершенствование оборонного процесса и элементы бюджетного планирования. Подобная открытость армейских реалий и реформ широкому кругу иностранных партнеров – явление неоднозначное. Тем более что обороноспособность и военный арсенал Армении имеют преимущественно российское происхождение.
Любой военнослужащий понимает, что внедрение в армейскую систему принципов демократии означает постепенное ослабление обороноспособности. Вооруженные силы любой страны – вертикально интегрированная структура, во главе которой – правительство (министерство обороны) и верховный главнокомандующий (президент или премьер-министр, как в Армении). Воинские приказы не обсуждаются ни на поле боя, ни на конференциях, а выполняются – точно и в срок. Сферы ответственности и полномочия командиров разного уровня жестко регламентированы законами и уставами. "Народный контроль" в лице иностранных экспертов выглядит прямой угрозой национальной обороне и безопасности.
Возможно, что за кулисами международных конференций идут более приземленные дискуссии или откровенный торг. Понятное желание Брюсселя и Вашингтона по-своему вразумить или просто купить Ереван. Попытка – не пытка. С давних времен груженые золотом ослы нередко брали без боя неприступные крепости. К примеру, Киев за верность американскому кильватерному строю в 2020 году, как и годом ранее, получит на перевооружение ВСУ 200 миллионов долларов.
Параллельная реальность
Безусловно, взаимодействие Армения – НАТО затрагивает интересы России, ведь Москва и Ереван – стратегические союзники. Полагаю, на фоне натовской недели в Армении встреча начальников российского и армянского генштабов Валерия Герасимова и Артака Давтяна состоялась 13 марта не случайно.
Напомню, Москва и Ереван создали объединенную группировку войск. Российская 102-я военная база в Гюмри совместно с национальной армией обеспечивает оборону республики и выполнение обязательств по Договору о коллективной безопасности.
В рамках стратегического партнерства Москва щедро предоставляет Еревану оружейные кредиты и поставляет вооружения по внутрироссийским ценам. Завершены поставки вооружений по армяно-российскому кредитному соглашению на 200 миллионов долларов. В процессе реализации государственный кредит армянской стороне еще на 100 миллионов долларов. Армения накопила внушительный потенциал современных вооружений российского производства, включая ракетные комплексы "Искандер-М" и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А.
А вот американский президент Дональд Трамп – жесткий прагматик, он требует от европейских союзников 150-процентной оплаты оборонных услуг. На что можно рассчитывать младшим партнерам НАТО на Южном Кавказе?
Да, Армения – независимое государство и способна самостоятельно выстраивать внешнюю политику, иметь хорошие отношения с разными странами. Соседи по планете внимательно наблюдают за развитием событий и будут по-разному оценивать принимаемые Ереваном решения. И при всем многообразии международных связей, как военные союзники и экономические партнеры, Россия и Армения остаются незаменимыми друг для друга.