На днях стало известно, что находящийся в России в поисках политического убежища, однако, оказавшийся в одном из подмосковных изоляторов по требованию режима Алиева, руководитель Талышского национального движения в Азербайджане Фахраддин Абосзода «пропал». На следующий день выяснилось, что Абосзоду в наручниках просто сдали Баку, проигнорировав тот очевидный факт, что его жизни угрожает прямая опасность.
Момент был подобран, как сказал бы господин Лавров, «с особым изяществом» — в дни заявления сопредседателей Минской Группы ОБСЕ о достижении договоренности о встрече Пашинян-Алиев и двухдневного официального визита Никола Пашиняна в Иран.
На сугубо моральной плоскости проблема не только не выдерживает никакой критики, но и демонстрирует ту пропасть, которая отделяет Россию от того, что называется современной цивилизованной страной. Известный в обществе, публичный деятель, ученый, имеющий убеждения, а также способность и храбрость для их выражения, никогда не применивший насилие и не призывавший к насилию, прибыл в Россию, чтоб избежать расправы и попросить политического убежища. Кроме того, Абосзода всегда выделялся своей особой симпатией к «не сдающей своих» России, и вот, он сдается мясникам, герой которых – Сафаров, а жестокое насилие – не только норма, но и «патриотизм».
Нет ясности еще и в том, был ли судебный процесс, и по какому праву его сдали или экстрадировали в Азербайджан. И даже если и был судебный процесс, то что означает «российский суд», выкованный «школой» Вышинского, или «правосудие по-российски» — достаточно вспомнить многие позорные случаи постсоветской судебной практики, начиная с умерших в тюрьме Василия Алексаняна и Сергея Магнитского, кончая нашим соотечественником Левоном Айрапетяном.
Все более чем понятно, и понятно со всей своей чудовищностью, но уже точно – не удивительно. Однако, не менее важен политический месседж этого шага. Сколько бы открытых писем или обращений из Талышских организаций не адресовали Москве с призывом постыдиться, все равно – «Москва слезам не верит», черное дело сделано, и Абосзода в Азербайджане, вопросы уже нужно адресовать туда, попытаться организовать давление международного сообщества. Ведь тамошние «правозащитники» умыли руки и своим молчанием свидетельствуют о том, что придерживаются одинакового со своим лидером-мясником мнения, что Абосзода своими призывами не воевать против армян – «предатель родины», причем, естественно, не своей родины – Талышстана, а их «родины» в их представлениях, где мечтают о том, когда же их главнокомандующий «отдаст приказ номер один» на атаку «оккупированного» Арцаха, чтобы его «очистить от врагов-армян».
Будучи приверженцем защиты идентичности талышей, индоевропейского народа, живущего в приграничных с Ираном районах по нижнему течению Аракса, руководителем парламента самопровозглашенной Талыш-Муганской автономной Республики, Абосзода несколько раз посещал Армению и выступал публично, не скрывая в своих речах свое доброе отношение к Армении, освобожденному Арцаху и армянскому народу. Сегодня его жизни угрожает опасность, и проблема не стоит на плоскости «насолить Азербайджану», а имеет отношение к безопасности государства Армения, а также ее моральный долг – содействовать делу его освобождения и защиты его прав, используя свой государственный и институциональный потенциал.
Это важный урок не только для талышей, но и армян и неармян, состоящий в том, что на пути борьбы за Свободу Россия – не решение проблемы, хоть и временное, а самая что ни есть проблема, и то, что она «своих не сдает» — это их не касается, поскольку лица, руководствующиеся подобными идеалами лица, изначально не могут для сегодняшней России быть «своими». Там «своими» может быть Пермяков, или же скрывающийся в настоящее время на российской базе некий Разгильдяев, обвиняемый в убийстве женщины-уборщицы в Гюмри, или Янукович, или находящийся в розыске по «делу 1 Марта», сбежавший из Армении Михаил Арутюнян, но не Абосзода.
Политика тоталитарного СССР в Азербайджане, направленная на искусственное отуречивание кавказских и ираноязычных народов, была направлена на формирование такого образования, которое руководствуется именно подобными нравами и моралью, а в настоящее время, вооружая его до зубов, направлена на то, чтобы в период ослабления империи оно надежно, своим степным инстинктом продвигало свои «ценности», позволяя лелеять надежду, что однажды откроется еще и путь возвращения этой империи. Сто лет назад это сработало в отношении Турции…
Дружественным талышам из армянского опыта остается извлечь один урок, что в решающий момент они могут уповать лишь на собственную волю и решительность, здравый смысл и единение. А у армян не может не возникнуть вопрос: а что может помешать русским впредь сдавать Азербайджану каждого армянина или неармянина, который, скажем, «нарушив закон Азербайджана», посетил Арцах, более того – участвовал в войне, защищая Арцах?…
Армения, руководствующаяся принципиально отличающейся от Азербайджана системой ценностей, должна стать маяком надежды для борющихся против диктатур, а в случае необходимости – также и надежным убежищем. И еще… держитесь подальше от России, как можно дальше.