В воскресенье в 24 общинах Армении состоялись выборы в органы местного самоуправления. Явка была разной – от 22 до 80% избирателей пришли на участки для голосования, средний показатель удовлетворительный – 58,5%. Но в этих рутинных, по сути, выборах, интересно другое.
В общинах победили, в основном, беспартийные кандидаты, а в Варденисе и Урцадзоре случилось и кое-что поживее.
В селе Урцадзор победил бывший его руководитель, беспартийный Рафик Андреасян, которого в октябре прошлого года новые власти вынудили уйти в отставку, причем победил с солидным отрывом от кандидата, которого поддерживал правящий блок "Мой шаг".
В Варденисе и вовсе скандал случился. Сторонники проигравшего кандидата от правящей партии "Гражданский договор" — Ваана Зарояна — в ночь на понедельник принялись перекрывать дороги. К счастью, Зароян сам призвал их опомниться, после чего протестующие дорогу освободили. К слову, Зароян занял даже не второе, а шестое место.
Тут, правда, непонятно, против чего или кого был сей протест направлен. Против людей, выбравших того, кого они считали достойным? Против бывшей власти? И самое главное – чего протестующие стремились добиться? Вот это непонятно совершенно, и единственный логичный мотив этого поступка – инерция, эти люди остались в апреле-мае, и поскольку об иных методах выражения несогласия им еще никто не рассказал, то самодеятельность вылилась в нелепость.
Но это все мелочи. Важнее то, что отныне, как и предсказывалось всеми, победа выдвиженцам новой власти отнюдь не гарантирована. И это, кстати, нормально – ненормальны для демократической страны как раз те 80-90%, что набирались еще совсем недавно.
Вице-спикер парламента Лена Назарян, комментируя в понедельник эти выборы, заявила, что "Гражданский договор" мог выдвинуть кандидатов во всех 24 общинах, и у них были бы шансы победить, но власти не хотят монополизировать политическое пространство. Властям, наверное, нужно сказать спасибо за это и в пояс поклониться.
"Мы, в частности, хотим оставить свободными выборы в органы местного самоуправления, чтобы жители сами решали, кого они хотят видеть во главе своих населенных пунктов", - заключила Назарян.
Тут контекст какой-то странный, не замечаете? Власти "хотят" оставить выборы свободными. А что, у них может быть иное желание? В демократической-то стране, в "новой", буквально сияющей новизной Армении?
Второй вопрос – власти хотят "оставить свободными выборы в органы местного самоуправления". А что, все остальные выборы больше свободными не будут? Так надо понимать госпожу Назарян? В смысле "гордые и независимые" должны довольствоваться свободой лишь местных выборов, и хватит с них?
Впрочем, Лену Назарян как ветром сдуло с брифинга, когда она не нашла ответа на прямой вопрос по ее недавнему заявлению о том, что якобы впервые в Армении оппозиция проголосовала против правительственной программы – мол, наша это заслуга, демократичные мы ваши. А вопрос был проще простого. Ее спросили: а как же голосовал в свое время оппозиционный тогда еще блок "Елк", неужели не против, раз сейчас это произошло впервые?
Что же, поработать дали, пора и результаты предъявлять, а раз их нет, то поражения на выборах будут случаться все чаще и чаще. Это еще до выборов поняли в Армянском национальном конгрессе (АНК), представители которого особенно сильно радеют за новые власти. Поняв, что общество в который уже раз нужно отвлечь от серьезных проблем, а уловки вроде замены гимна и перехода на летнее время не действуют, возглавляющий АНК экс-президент Левон Тер-Петросян подкинул кое-что весомее: заявление, в котором полностью поддержал власти и предложил вернуться к полупрезидентской форме правления – через конституционные изменения, разумеется.
Теперь вокруг этого предложения, по сути, ни одной проблемы не решающего, развернутся бурные дебаты, которые будут искусственно разогреваться – занятие для отвлечения мозгов более долгоиграющее, нежели вопрос летнего времени.
Единственное, на что хотелось бы обратить внимание перед началом дискуссий — в заявлении АНК есть следующие слова:
"Особенность новой ситуации заключается в том, что хотя двадцатилетний период политической власти жесткого авторитаризма закончился, огромное влияние созданной тогда системы по-прежнему сохраняется во всех сферах, в политической, экономической, и государственной жизни страны".
Видите – опять песня про "двадцать лет". Надо понимать так, что в период правления АНК была сплошная демократия с цветочками, божья благодать и никакого авторитаризма.
Нет, уважаемые – и авторитаризм, и все пороки и изъяны внутриполитических, общественных, социальных отношений, и все остальное отрицательное, плохое и просто недопустимое в армянской действительности, — все это есть прямые последствия вашего недоброй памяти правления.
Это вы можете разве что молодежи, да и то не всей, мозги в косички заплетать. Есть много людей в стране, которые, вопреки вашим стараниям, не только выжили в годы вашего правления, но даже не уехали из страны. Они отлично все помнят и знают. Удивительно, что вы этого не понимаете.
Так что давайте говорить хотя бы о тридцатилетнем "политическом периоде". Дело в том, что если избиратель увидит, что этот период (именно тридцатилетний) действительно закончился, то выдвиженцы новой власти не будут проваливаться на выборах.
Хотя, повторим, проиграть на выборах – это нормально.