В случае внедрения соответствующего механизма в Армении, конфисковать добытое незаконным путем имущество гражданина смогут и без привлечения его к уголовной ответственности. Такое мнение юрист Давид Гюрджян высказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения, комментируя недавнее заявление премьер-министра Никола Пашиняна.
13 февраля в парламенте Пашинян заявил, что правительство рассматривает вопрос внедрения механизма конфискации имущества, нажитого незаконным путем, до обвинительного заключения суда. Он пояснил, что это – элемент переходного правосудия: есть механизм, по которому человек должен объяснить происхождение своего имущества.
Как отметил Гюрджян, пока не совсем понятно, о каком конкретно концепте идет речь, но рассматривать заявление премьера можно только в контексте переходного правосудия, хотя это положение не указано в программе правительства.
"Если ты не можешь представить источник формирования своего имущества, то считается, что оно приобретено незаконным способом. Понятно, что этот механизм должен способствовать возвращению государству незаконно приобретенного имущества, но этот концепт должен учитывать право людей на справедливое судебное следствие", - сказал юрист.
По его мнению, конфискацию нужно проводить на основе судебного акта. Но при внедрении нового механизма будет использоваться иная доказательная база. Он обращает внимание на заявление Пашиняна о том, что в этом случае решение задачи по предоставлению доказательств перекладывается с государства (обвинителя/истца) на плечи ответчика.
С другой стороны, конфискация имущества может не зависеть от фактора привлечения человека к уголовной ответственности.
"Гражданин может не нести уголовной ответственности, но потерять имущество, если не сможет доказать его законное происхождение. Это мое представление", - сказал Гюрджян.
Нынешние законодательные процессуальные механизмы не обеспечивают достижения этой цели. Все это возможно только в рамках переходного правосудия.
Скорее всего, по мнению юриста, этот принцип будет применяться в рамках отдельной категории дел.
Гюрджян также добавил, что до публикации самого концепта трудно говорить о его соответствии Конституции (основополагающим правам человека).
В свою очередь депутат от блока "Мой шаг", юрист Николай Багдасарян в эфире Пятого канала заявил, что внедрение механизма позволит без вердикта суда конфисковать имущество, приобретенное в других странах на незаконные средства.
В этом случае, к примеру, в США могут начать расследование на основе представленных доказательств, но без судебного акта из Армении. Такая система действует и в Швейцарии, но не в России, отметил он.
Багдасарян удивлен, что некоторые армянские юристы "шокированы" этим механизмом, ведь они сами говорили о нем во время различных выступлений и писали в статьях. Более того, знакомились с этим механизмом во время командировок, переподготовок в США.
"Например, на Филиппинах таким вот способом собрали такую сумму денег, добытых незаконным путем, которая по размеру превышает весь их бюджет", - сказал Багдасарян.
По его словам, в таком случае часть средств (15-25%) остается в стране, где происходит конфискация (судебные издержки).
Багдасарян отметил, что к властям страны могут обращаться и госструктуры других стран, и следователи, и СМИ, и общественные организации.
"Все они, в соответствии с законодательством данной страны и международными договорами, могут обратиться к стране с целью инициации там расследования на основе имеющихся доказательств", - отметил Багдасарян.
Более того, власти смогут конфисковать не только имущество, но и средства, которые были приобретены в результате его использования (эксплуатации).
Как отметил юрист, суд выносит вердикт по основной сумме (или незаконно приобретенному имуществу), параллельно или в рамках гражданского процесса прокуратура получает право для обращения в суд с целью конфискации средств, которые получены в результате их оборота (или эксплуатации). По этой части судебный вердикт уже не нужен.
Напомним, летом 2018 года Пашинян заявил о внедрении системы переходного правосудия. Это вызвало широкий общественный резонанс и активно обсуждалось не только в профессиональном сообществе, но и рядовыми пользователями соцсетей.