Решение о помощи принято, исходя из тяжелой гуманитарной ситуации в Сирии, с учетом обращений Дамаска, в соответствии с законодательством страны и тремя резолюциями Совета безопасности ООН.
Премьер-министр Никол Пашинян не для красного словца назвал миссию в Сирии беспрецедентным по масштабу армяно-российским проектом. С одной стороны, доставка в Сирию 83 армянских специалистов, их размещение и обеспечение безопасности осуществляются при поддержке российской стороны. С другой, подобный шаг не имеет прецедентов в СНГ и ОДКБ. Большинство союзников предпочитают игнорировать ближневосточный конфликт и дистанцируются от многолетних усилий России на сирийском направлении.
Но проявленная политическая воля Еревана достойна уважения и по другой причине.
Действия третьих стран, направленные на стабилизацию обстановки в Сирии и укрепление позиции России на Ближнем Востоке негативно воспринимаются Соединенными Штатами.
Разумеется, Ереван заранее учел острую и разновекторную реакцию партнеров на международной арене, в частности, вероятное замораживание армяно-американских программ. Однако наличие армянской диаспоры в Сирии (до войны было свыше 100 тысяч человек, сейчас осталось меньше половины - ред.) заведомо перевешивает расчеты и политесы, а Россия остается единственным реальным защитником интересов Армении на Южном Кавказе.
Госдеп заявляет – разминирование продолжается
Вашингтон не поддерживает гуманитарную миссию Армении в Сирии, а также сотрудничество Армении и России для выполнения этой миссии – такова суть заявления Госдепа, распространенного Посольством США в Ереване 13 февраля. Иного никто и не ожидал. Было бы странно, если бы заварившие сирийскую кашу и создавшие сирийскую оппозицию американцы проявляли интерес к мирному регулированию в этой стране. Убедительной аргументации и конструктивных предложений нет.
История американского унижения на Ближнем Востоке продолжается. Неугодный Башар Асад не поддается военно-политическому давлению. Государственной безопасности США угрожает, прежде всего, ожирение рейнджеров. И маленькая гордая Армения практически ничем не рискует, бросая геополитический вызов Соединенным Штатам на сирийском направлении. Собственно, что плохого в высокопрофессиональном разминировании мирного города Алеппо и оказании квалифицированной медицинской помощи его жителям? Вопрос риторический.
На войне как на войне
Армения и Сирия в 2001 году заключили соглашение, которое делает легитимной гуманитарную миссию Еревана, даже вне контекста трех резолюций ООН и обращений Дамаска. Минные поля, неразорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства считаются главной проблемой освобожденных территорий Сирии. Только руки саперов (будем называть специалистов своими именами) вернут опасные территории в хозяйственный оборот. ООН серьезно занимается этим с 2016 года, на разминирование выделяются десятки миллионов долларов. Работы хватит надолго.
Вместе с тем, сегодня Сирия остается горячей точкой на карте. В стране уничтожены еще не все террористические группировки, и отправка туда армянских специалистов наверняка не исключает их вовлечения в боевые действия. Пусть в формате самообороны. Очевидно, подобное развитие событий никого в Ереване не смущает. Более того, влиятельные "негуманитарные" специалисты демонстрируют высокую степень готовности.
Относительно перспектив участия Армении в военных действиях 12 февраля высказался министр обороны республики Давид Тоноян: "Если будет необходимость, Армения сделает". Позже он пояснил, что речь идет о ситуации в любой точке мира.
Как бы то ни было, в Сирии армянские медики и саперы помогут населению и сделают пригодным для жизни послевоенное пространство. И поднимут международный престиж Еревана, что в дальнейшем может принести дивиденды на других направлениях.
Сирия – достойная площадка для консолидации стран Содружества Независимых Государств. И министр обороны России Сергей Шойгу на заседании Совета министров обороны государств СНГ еще летом прошлого года предложил коллегам поучаствовать в налаживании мирной жизни сирийского народа. Предложение тем более реалистично, что специалисты и силовые структуры ряда стран СНГ за минувшие десятилетия прошли хорошую профессиональную школу в условиях локальных военных конфликтов.