Проблема "Верхнего Ларса" будет полностью решена только после задействования Транскавказской магистрали. Этот путь больше подходит для транспортировки грузов, нежели Ларс, так как пролегает не по горным склонам, а через Рокский тоннель, что делает дорогу безопаснее и минимизирует зависимость от погодных условий.
Однако маршрут через Южную Осетию может быть задействован только после решения политического вопроса и имплементации российско-грузинского соглашения "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров" от 2011 года. Об этом ранее, отвечая на вопрос корреспондента Sputnik Армения, заявил замминистра иностранных дел России Григорий Карасин.
Почему именно Транскам?
То, что Транскам – самый лучший из всех возможных путей, соединяющих Россию с Закавказьем, поняли еще в прошлом веке: дорогу начали строить при советской власти. По ней до 2003 года также осуществлялось сообщение с Арменией и другими странами Закавказья.
Председатель Ассоциации международных перевозчиков Армении Герберт Амбарцумян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения подчеркнул, что этот маршрут – наилучший вариант для нашей республики.
"Маршрут через Осетию предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа. Однако вопрос его запуска должны решить Грузия и Россия", - сказал Амбарцумян.
Он подчеркнул, что открытие этого пути станет в буквальном смысле спасением для армянских перевозчиков, так как Транскам, в отличие от Ларса, пролегает не через Казбеги, а в обход.
Если не решить, то хотя бы смягчить проблему "Верхнего Ларса" может строительство тоннеля с двухполосной проезжей частью под Крестовым перевалом. Однако к этому проекту, озвученному грузинской стороной, Амбарцумян относится скептически, не понимая, откуда возьмется инвестор, готовый потратить 3,5 миллиарда долларов на его реализацию.
Проект – масштабный, он предусматривает строительство асфальтобетонной дороги длиной 22,7 километра, шести мостов и пяти тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.
Осетия – не против, Грузия хочет конкретики
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Южной Осетии Вахтанг Джигкаев в беседе с корреспондентом Sputnik Армения подчеркнул, что Транскам выгоден всем сторонам, в первую очередь – в экономическом плане.
"Это – кратчайший маршрут, который связывает не только Армению, но и Иран, часть турецких маршрутов с Россией. Он выгоден со всех точек зрения", - сказал Джигкаев.
По его словам, альтернативой Транскаму могут стать только дороги по побережью Черного или Каспийского морей, однако и они не всегда выгодны.
Джигкаев подчеркнул, что, к сожалению, решение о запуске Транскама лежит в политической плоскости. Несмотря на объявленную первую в трехстороннем формате встречу представителей Грузии, России и швейцарской компании SGS в феврале в Женеве, прогнозировать сроки имплементации соглашения от 2011 года, сегодня сложно.
"Руководство Южной Осетии выступает за экономические шаги, позволяющие сделать ситуацию более прозрачной, более открытой. Сейчас эта дорога не функционирует не потому, что кто-то в Южной Осетии против, а из-за запретов грузинской стороны. Здесь нужна политическая воля", - убежден Джигкаев.
В свою очередь бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе подчеркнул, что реализация российско-грузинского соглашения может быть только в рамках пунктов, прописанных в этом документе.
"Это – вопрос России и Грузии, там нет представителей Абхазии и Южной Осетии. Повторюсь, реализация соглашения возможна только с учетом его принципов и положений, без всякой интерпретации и политизации", - сказал Мамрадзе.
В Грузии должны быть уверены, а также объяснить своему населению, что реализация этого соглашения не означает признания государством независимости Южной Осетии.
А как же паром?
В Армении мнения по поводу паромной альтернативы "Верхнему Ларсу" разделились. Например, Амбарцумян опять же скептически относится к такому варианту решения транспортной проблемы. Он подчеркнул, что этот путь тоже зависит от погодных условий.
Тем временем, депутат парламента Армении Армен Памбухчян считает его наиболее реалистичным и выгодным в сложившейся ситуации.
"Мы можем использовать мультимодальный тип перевозки грузов. Из Армении по железной дороге грузы будут доставляться в порт Поти. Оттуда на пароме или даже контейнерной перевозкой на корабле в Новороссийск, а затем уже по автомобильной дороге", - сказал Памбухчян.
Он уверен, что этот логистический маршрут и работу железной дороги активизирует, и значение автомобильной перевозки не уменьшит.
Депутат также не исключает, что в скором времени Армения приобретет собственный паром. В качестве наиболее реалистичного варианта рассматривается покупка парома 1976 года, стоимость которого составляет 1,8-2,2 миллиона долларов. Однако вся проблема в том, что он работает с перебоями и нуждается в частом ремонте.
Новый паром обойдется Армении в кругленькую сумму – 10-12 миллионов долларов.