Недоумение в соцсетях и в обществе по поводу выписанных самим себе премий в особо крупных размерах руководителями различных государственных ведомств, наверное, все-таки безосновательно, по крайней мере, в отношении столичной администрации.
Работа настоящего труженика часто незаметна, не бросается в глаза, а истинный подвижник не выпячивает сделанное – смотрите, мол, вот сколько всего я смог – а просто устало утирает пот со лба, скромно усаживается в сторонке и обдумывает стратегию решения следующей задачи.
Мы-то, неблагодарные, думали, что за несколько месяцев работы в новом составе ереванская мэрия только демонтировала одну признанную незаконной постройку в Норкском массиве, да еще поиграла в сборный конструктор с новогодней елкой на главной площади, попутно написав несколько предписаний владельцам кафе у оперного театра с указанием искать себе другое место для бизнеса. Мы были несправедливы.
При внимательном рассмотрении деятельности мэрии можно увидеть, что муниципалитет разработал уникальную формулу решения если не всех, то многих городских задач. Поскольку волны публикаций на эти темы в прессе не было, то события эти не вызвали заметного общественного резонанса. И это было незаслуженно.
Вот, например. Долгое время в городе существовала (и существует пока) проблема бездомных животных – в основном, собак, ибо кошки опасности для людей не представляют. Не то чтобы прямо регистрировались ежедневные случаи покусания оными собаками граждан, но иногда бывало. Раньше с собаками поступали просто: расстреливали по ночам, а утром детишки по дороге в школы и садики лицезрели соответствующие сцены.
В середине декабря прошлого года мэр Айк Марутян отметил на совещании, что будет объявлен новый тендер по отбору компании, занимающейся обезвреживанием бродячих животных, и требования к ней будут соответствовать международным стандартам. Примерно тогда же Марутян официально заявил, что отныне практика отстрела животных уходит в прошлое.
То, что отменено живодерство – это замечательно, безо всякой иронии, давно пора. Опять же – не то, чтобы кусачие собаки были очень заметной проблемой города, но навскидку вспоминаются жалобы жильцов квартала Ахтанак в Малатии-Себастии, тревожные звоночки слышались из района Чарбах и пары других уголков города. Проблема невелика в целом, но для покусанного человека она насущна.
И что получается? Городские власти больше не расстреливают собак и объявляют тендер. От принятия первого решения до того момента, как победившая в тендере компания станет цивилизованно решать вопрос, пройдет неопределенный промежуток времени, вплоть до нескольких лет. В течение этих лет собаки никуда не денутся, только размножатся, и человек, детям которого угрожает стая бродячих псов, должен либо смириться со стаей, либо осуществить соответствующие меры самостоятельно – как эти меры будут воплощаться, предугадать нам не дано, тут все очень индивидуально.
Зато мэрия может спокойно отрапортовать, что собак не расстреливает.
Точно так же спокойно, как мэрия посчитала решенной проблему запруженности городских площадей автомобилями, просто запретив там парковки. Никакой альтернативы не предложено – запрет, и все.
В результате многие, годами оставлявшие свои автомобили на площади Шаумяна, в один прекрасный недавний день были вынуждены искать новую стоянку за километры от привычной. Те же, кто нарушил запрет или не разобрался в знаках, разумеется, обнаружили свои в месте, известном каждому автолюбителю Еревана под названием "ГАИ в яме". Их туда эвакуировали за неправильную стоянку, а за вызволение потребовался штраф.
При этом сама мэрия признает, что никакого решения для автовладельцев она предложить не может – то ли начнут строить подземную стоянку, то ли еще что. Пока начнут, пока тендер объявят, пока проект утвердят, пока стоянку построят… Годы пройдут, а владельцы машин пусть ищут себе место за тридевять земель. А на этом пятачке, между прочим, "общежитие" министерств и Центральный банк страны, не считая массы учреждений грандиозностью поменьше.
Зато мэрия может спокойно отрапортовать, что на площади Шаумяна стоянка автомобилей ликвидирована.
Вот вам и то самое "ноу-хау": запретить и не пущать, а остальное расхлебывайте сами. Мэрия свое дело сделала, а дальше не ее забота. Поэтому не удивляйтесь, если в ближайшее время таким же макаром будет решена транспортная проблема города.
Вы жалуетесь на дребезжащие, грозящие каждую секунду развалиться "Газели"? В них, говорите вы, дует гриппом изо всех щелей, невыносимо воняет газом и сигаретами водителя? Исходя из взятой на вооружение логики, мэрия может завтра просто отменить "Газели", изъять их из системы общественного транспорта. Никакой альтернативы предложено не будет: вам не нравились "Газели" - их нет, отцы города ждут вашей благодарности, так что будьте добры. Как вы станете добираться до работы и в школу, это вопрос совершенно другой: объявят тендер, найдут компанию, и лет через семь будет вам альтернатива, а пока пользуйтесь автобусами и метро.
Уникальная метода решения проблем, согласимся, а вы еще спрашиваете, за что премии. Вот теперь мы, налогоплательщики, должны наоборот, просить мэрию на следующий год выписать себе премий больше, чем сейчас – нам своих налогов не жалко на такое дело.
Правда, метода применима не везде: например, запретить снегу идти зимой не получится, и с этим придется смириться. Но кто мы такие, чтобы идти против сил природы – это тоже нужно понимать, и не требовать от людей невозможного.