В последний день 2018 года наконец определился вопрос с новой ценой на поставляемый в Армению российский газ. «Новогодним подарком» для жителей республики стала информация о подорожании на 10% цены на газ для Армении. При этом власти страны уверяют, что подорожание поставок газа не скажется на тарифах внутри страны.
Итог долгих переговоров
Согласно соглашениям, подписанным еще в декабре 2013 года, ЗАО «Газпром Армения» (100% «дочка» «Газпрома») является монополистом в сфере поставок и распределения российского газа в Армении. Согласно достигнутым тогда соглашениям, до конца 2019 года должен действовать контракт на поставку российского газа между ООО «Газпром экспорт» и ЗАО «Газпром Армения» в объеме до 2,5 млрд куб. м. в год. А цена на газ для Армении была снижена с 270 долларов за тысячу куб. м. до 189 долларов благодаря отмене РФ 30% экспортной пошлине.
Однако декабрьские соглашения 2013 года вызвали много вопросов к армянским властям и к «Газпрому» в связи отсутствием снижения тарифов на газ для населения, несмотря на снижение на 30% цены на поставляемый в Армению газ, а также странному долгу Армении перед «Газпромом», в обмен на что республика якобы выла вынуждена передать российской компании свою 20% долю в ЗАО «АрмРосгазпром» (ныне «Газпром Армения»).
В начале апреля 2016 года Москва и Ереван подписали межправительственное соглашение, согласно которому Россия снизила цену на поставляемый Армении газ с 165 долларов до 150 долларов за тысячу куб. м. В октябре 2017 года в ходе переговоров премьер-министра Карена Карапетяна со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым удалось достичь договоренности о сохранении этой цены на 2018 год. И новые армянские власти пытались еще более снизить цену на российский газ для Армении или хотя бы сохранить это соглашение, срок которого истекал 31-го декабря 2018 года.
При этом переговоры о новой цене на газ проходили на фоне уголовного дела в отношении «Газпром Армения», по факту выявленных в компании налоговых нарушений.
Мы уже писали, что визит в Москву в конце декабря и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна и его переговоры с президентом России не привели к решению вопроса новой цены на газ. Для продолжения переговоров с руководством «Газпрома» в Москве остался и.о. вице-премьер Мгер Григорян, а сам Пашинян, анонсируя 3 декабря подорожание, сообщил, что накануне два раза обсуждал по телефону вопрос цены на газ с Владимиром Путиным.
И как сообщила 31 декабря пресс-служба «Газпрома», в ходе прошедшей в Москве рабочей встречи председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и и.о. вице-премьера Армении Мгера Григоряна было подписано дополнительное соглашение к контракту между ООО «Газпром экспорт» и ЗАО «Газпром Армения», определяющее цену поставок газа в Армению в 2019 году – с 1 января 2019 года цена российского газа на границе Грузии и Армении составит 165 долларов за 1 тысячу куб. м.
Армянские власти уверяют – тариф не повысится
И.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян, сообщивший в ходе прямого эфирa на своей странице в Facebook о подорожании поставок российского газа Армении, заявил, что цена на газ для потребителей в Армении не изменится «благодаря определенным нашим внутренним регулировкам».
Сейчас тариф для потребителей, потребляющих ежемесячно менее 10 тыс. кубометров, составляет 139 тыс. драмов за каждую тысячу кубометров (286-287 долларов). При этом для социально необеспеченных слоев населения, получающих пособия и потребляющих в год меньше 600 кубометров, тариф еще ниже – 80 драмов (16 центов) за кубометр до 19 августа 2019 года. Под эти льготы подпадает примерно 120 тысяч семей, зарегистрированных в базе Службы социального обеспечения Минтруда.
Для потребителей, использующих свыше 10 тыс. кубометров – тариф составляет 242,1 условных единиц (среднемесячный курс доллара США к драму), а для теплиц и перерабатывающих предприятий – 212 у.е.
Пашинян также заверил, что в результате нового соглашения не будут накапливаться долги, и армянская сторона не будет вынуждена передавать какие-либо активы российской стороне, как это было раньше. «Сейчас, после того, как эта новость стала известной, будет много обсуждаться, анализироваться и говориться, что по этой причине мы накопим определенные долги и должны из-за этого определенные активы вновь передать России. О таких решениях речи не идет», - сказал он.
По словам и.о. премьера, по крайней мере, на определенные промежуток времени будет зафиксировано это положение в вопросе цен и тарифов на газ. Что же касается долгосрочных перспектив, то, будут вестись серьезные работы по установлению четких механизмов формирования цены на газ и повышению эффективности газовой системы Армении, и в этом вопросе армянские власти будут полноценно сотрудничать с российскими коллегами. «В целом, считаю, что тема газа всегда будет на столе наших переговоров и обсуждений, и мы, конечно, делаем все, чтобы не создавать дополнительных проблем для наших потребителей. Как и неделю назад, я оптимистически настроен, рад, что на этом этапе мы смогли прийти к такому решению», - подчеркнул Пашинян.
Всвою очередь, пресс-секретарь премьер-министра Армении Арман Егоян заявил ТАСС, что тарифы на газ для потребителей не поднимутся за счет сокращения расходов компании «Газпром Армения». «О субсидии со стороны государства нет речи. Цена на газ для потребителей останется прежней за счет сокращения расходов и повышения эффективности компании «Газпром Армения», - сказал он.
При этом надо заметить, что еще во время ведения переговоров с российской стороной о новой цене на газ, армянские власти утверждали, что другой возможный поставщик газа Армении – Иран, предлагает газ по более высокой цене, чем Армения. Однако цены на иранский газ, озвученные и.о. министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Гарегином Баграмяном, после последнего повышения сопоставимы с российскими. И теперь встаёт вопрос, рискнут ли новые власти Армении, помимо программы «газ в обмен на электричество», начать закупки иранского газа вместо российского.
Экспертное мнение
Возможные последствия повышения цены на российский газ и перспективы энергетической сферы Армении Пресс-клубу «Содружество» прокомментировал армянский эксперт по энергетике Ваге Давтян.
«Компенсация повышения цен на газ на границе сохранением внутренних тарифов – бомба замедленного действия. Худо-бедно обеспечивая текущую стабильность армянской газоемкой экономики, решение о сохранении внутренних тарифов может в среднесрочной перспективе привести к формированию долга в армянской энергосистеме, возвращать который Еревану, как обычно, придется инфраструктурой или генерирующими объектами. Такой опыт у Армении уже имеется: в результате аналогичной тарифной политики, принятой в 2011 г., в 2013-ом пришлось покрыть долг перед «Газпромом» передачей ему 20% акций компании «АрмРосгазпром». В результате Армения лишилась ресурса проведения собственной политики в газотранспортной сфере. Не исключаю, что данный сценарий, не раз апробированный Москвой, может быть задействован и на сей раз»,- отметил он.
По его словам, если подходить к проблеме системно, то избежать ее можно лишь при формировании новой модели энергетической безопасности Армении. «Действующая, по сути, повторяет ту, которая была разработана еще в 1970-ые годы. В ее основе заложен принцип, согласно которому работающие на природном газе тепловые электростанции выполняют наряду с атомной станцией функцию гаранта энергобезопасности республики. Более того, во время ремонтных работ на АЭС основное генерационное бремя несут на себе именно ТЭС. Думаю, что в условиях наблюдаемой турбулентности в газовых вопросах, Армении необходимо начать имплементацию модели, прописанной в программе долгосрочного развития энергетики РА до 2036 г., согласно которой удельный вес теплоэнергетики с действующих 40-42% должен понизиться до 18%. При этом не за счет облачных проектов в сфере солнечной и ветровой энергетика, а путем укрепления атомной и гидроэнергетической составляющих.
Увы, сегодня мы наблюдаем обратную тенденцию: на фоне отсутствия долгосрочной стратегии развития атомной энергетики и сваливания всех проблем водного хозяйства на гидроэнергетику Ереван подписывает договор с итальянской компанией на предмет строительства новой ТЭС мощностью 250 МВт, что неизбежно приведет к еще большей зависимости страны от импортируемого газа»,- сказал Давтян.
«Впрочем, если рассматривать вопрос в контексте евразийской интеграции, то Еревану придется постепенно адаптироваться к нестабильности в сфере тарифной политики, так как формирование общего рынка газа ЕАЭС предполагает отсутствие устанавливаемых на год тарифов. Торги природным газом предполагается вести на бирже и на основе цен, диктуемых текущей рыночной конъюнктурой. Учитывая же то, что цены на газ привязаны к нефтяным котировкам и принимая во внимание хроническую волатильность последних, газовая биржа будет штормить все время»,- добавил эксперт.