Последние выборы, исходя из риторики действующих властей, должны перезагрузить политические процессы в армянской государственности и положить начало новым непривычным для постсоветского пространства реалиям. Иными словами, открытые и честные выборы – как главный инструмент «бархатной революции» - должны дать старт коренным изменениям в развитии армянского общества. Данная задача является не только оправданной, но и безальтернативной в этот исторический период развития Армении как субъекта международной жизнедеятельности.
Однако подобные преобразования возможны лишь с учетом изменения принципиальных подходов к долгосрочной стратегической цели – национальному (трансформация из народа-общности в политическую нацию) и государственному (восстановление хотя бы частичной суверенной субъектности) строительству. Первый важный шаг в этом направлении сделан: изменена психологическая атмосфера, и теперь каждый гражданин Армении и представитель той или иной общины верит в лучший завтрашний день и осознает собственную роль в процессе его приближения. Именно в этом заключается главное метафизическое достижение событий апреля-марта.
Однако история показывает, что политика и власть – это крайне специфические субстанции, способные изменить не только людей, но и обернуть вспять самые отважные начинания. Вряд ли Максимилиан Робеспьер – один из отцов французской революции - мог себе представить, что однажды сам окажется на том же эшафоте, куда он направил ненавистного ему короля Людовика XVI и его супругу Марию – Антуанетту.
Точно так же Жан Поль Баррас не мог подозревать, что молодой бригадный генерал Наполеон Бонапарт, назначенный им для подавления бунта «роялистов» (Вандемьерский мятеж) и спасения революции, спустя какое-то время возглавит силовой разгон Директории, получит статус «Пожизненного консула» и далее будет коронован Папой Римским как Император Франции.
Примеров аналогичных сценариев достаточно много – от Советского Союза (Ленина-Сталина) до Кубы (братья Кастро). С тех пор природа власти никак не изменилась: она всегда порождала, порождает и будет порождать гнилое болото, полное соблазнов, главный из которых – возможность управления судьбами на основе собственных субъективных представлений о добре и зле. Именно этот соблазн засосал в трясину истории многих великих личностей разных эпох.
Ошибки и упущения в процессе слома старых режимных систем неизбежны, и к этому необходимо относиться как к неизбежности. Однако важно четко разделять их на исправимые (бытовые и технические) и непоправимые (фундаментальные). Во избежание попадания в «ловушку власти», которая породит фундаментальные ошибки, необходимо перейти к систематизации результатов «бархатной революции». Сегодня мир знает и помнит Джорджа Вашингтона как отца-основателя Соединенных Штатов, великого борца за свободу и заклятого врага тирании. Однако мало кто даже в самой Америке знает о том, что слава освободителя настолько затмила разум генерала Вашингтона, что тот был не против стать новым королем. Этого не произошло только по той причине, что другая часть аристократии – Мэдисон, Франклин, Джефферсон – противилась любой идее абсолютизации власти каким-либо одним лицом и какой-либо отдельной политической силой. Джеймс Мэдисон – главный архитектор американской Конституции – считал, что для гармоничного сосуществования в одном государственном теле организованного меньшинства и неорганизованного большинства необходимо сформировать сбалансированную систему управления (принцип «сдержек и противовесов»).
Он считал, что народное большинство, часто движимое эмоциями чрезмерной любви и ненависти, может совершать фатальные для последующих поколений ошибки. Так, на волне популярности и славы Вашингтона народ (большинство) поддержал бы его желание, если бы тот проигнорировал аргументы своего окружения (меньшинства) о последствиях подобного шага. Этот пример крайне важен, учитывая, что сегодня в Армении сформирована легитимная власть, обладающая тотальным доверием и поддержкой граждан страны. В данном случае народ не просто выразил Николу Пашиняну и блоку «Мой шаг» свою симпатию и доверие, но и наделил соотвествующим мандатом на реформы и коренные перемены. Теперь они должны мудро и стратегически распорядиться этим капиталом. Условный «путь Вашингтона» должен привести нового лидера на тропу строительства государственных институтов и ветвей власти, которые будут, c одной стороны, дополнять и усиливать друг друга, а c другой - сдерживать от соблазнов монополизации власти. Мы наконец-то должны перейти от модели управления, ориентированной на фактор «личности», к институциональному системному упорядочиванию.
Многие беды армянского народа были связаны с тем, что судьба государства и нации зачастую зависела от решений одного человека, вокруг которого формировалась не национальная аристократия, а исполнительная чиновничья обслуга. На данном этапе, когда прошлые силы вышли из политической игры, и блок «Мой шаг» получил большинство мест, необходимо сбалансировать отношения между институтами «Правительства» и «Парламента», «Правительства» и «Президента», «Правительства и «Суда» и т.д. Особенно важно усилить президентский институт, который сегодня возглавляет Армен Саркисян - политик с огромным опытом и международными связями. Последние необходимо использовать для решения широкого спектра задач политического, экономического и военно-технического характера. Именно Армен Саркисян, сыгравший также важную положительную роль в ходе «бархатной революции», может стать ключом, открывающим для Армении все необходимые двери глобального мира. В целом формирование системы «сдержек и противовесов» путем изменения Конституции и суперпремьерской модели, которая была инициирована прошлыми «элитами» ради удержания собственной власти, объективно исходит из долгосрочных национальных интересов государственности.
Великому французскому философу Алексису де Токвилю принадлежит цитата, которая прекрасно подходит под рассуждения о демократии и абсолютизме: «Склонность к абсолютистскому правлению состоит в прямой зависимости от презрения к своей стране».
Следующий шаг – инвентаризация глобальных армянских ресурсов. Совершенно очевидно, что для укрепления экономической и военно-технической мощи государства необходимы соответствующие качественно-количественные ресурсы. Для придания Армении большей субъектности и самостоятельности необходимо, чтобы пропорция влияния национальных и внешних ресурсов была хотя бы 40 на 60. Под национальными ресурсами я понимаю аккумуляцию глобального армянского этнического капитала: материальный (глобальная национальная финансовая буржуазия: Кеннеди – ирландцы, Ван Ренселлаеры – голландцы, Ротшильды - евреи), человеческий (талантливые и образованные профессионалы в разных сферах и отраслях). Эти две надслойки станут общенациональным щитом Армении на международной арене и мотором качественного усиления государственности. И наконец, стратегическая репатриация, которая призвана нарастить количественный потенциал Армении. Очевидно, что страна с 2-х миллионным населением не сможет эффективно отвечать на внутренние (экономика, рынок) и внешние вызовы.
Массовое возвращение в Армению также станет некой цивилизационной вакциной. Этнически страна останется мононациональной, но каждый репатриант из внешнего мира является носителем культурных атрибутов страны-проживания (менталитета, языка, образования), что значительно укрепит национальный и государственный иммунитет. Понятно, что каждое из выделенных направлений требует тщательной инвентаризации, проработки и детализации, но современные технологии и условия позволяют провести все необходимые подготовительные мероприятия в сжатые сроки. В свою очередь, граждане страны также не должны играть роль пассивных наблюдателей, ожидая от властей чудес. Предоставить политикам мандат на управление и включить режим ожидания лучшего будущего - путь в никуда. Необходимо, чтобы каждый осознал степень ответственности не только перед своим ближним кругом (семья, друзья), но и перед обществом (наше, мы) и государством. Национальное и государственное строительство требует от всех нас внимательности, взаимопонимания, взаимоуважения и определенной жертвенности (своим я ради общего). Мы - древний народ, но только сейчас мы делаем первые шаги в сторону политического созревания как нации. Пора взрослеть и крепнуть. Другого шанса на выживание в меняющемся мире не будет.