Основной оппонент и критик блока "Мой шаг" и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна — Республиканская партия Армении (РПА) — выбыла из борьбы за мандаты в Национальном Собрании 7-го созыва.
В ходе предвыборной кампании прошедшие в парламент две партии — "Процветающая Армения" (ППА) и "Просвещенная Армения" — позиционировать себя в качестве оппозиции не спешили. Часто звучало слово "альтернатива".
Уже после оглашения итогов голосования лидер "Просвещенной Армении" Эдмон Марукян заявил, что его фракция станет институциональной оппозицией в парламенте седьмого созыва и готова сотрудничать с внепарламентскими силами.
Корреспондент Sputnik Армения побеседовал с экспертами о будущем новой армянской оппозиции.
Политолог Нарек Галстян отмечает, что слово "альтернатива" в политологической терминологии не вполне обосновано. Силы, которые не войдут в правительство, так или иначе будут оппозицией.
"Если они хотят оставаться фактором в политическом поле страны, они будут оппозицией. Другой вопрос – будут ли они оппозицией умеренной или радикальной ", - отметил Галстян.
Он не считает, что какая-либо из двух прошедших в НС политических сил будет позиционировать себя в парламенте как радикальную оппозицию. Речь, скорее всего, пойдет об умеренной оппозиции. Другой вопрос — насколько эффективна будет их деятельность в этом поле.
Ни одна из двух партий значительного влияния на законодательные процессы оказать не сможет. Но будут исключительные случаи, связанные с изменением конституционных законов, когда потребуется 2/3 голосов.
"Тогда они смогут вести политические торги, настаивать на своей позиции. В такие моменты станет ясна их реальная оппозиционность", - сказал Галстян.
Он не считает, что в будущем возникнет необходимость в радикальной оппозиции. Армении, по мнению политолога, нужна конструктивная оппозиционная сила.
Все-таки и провластные, и оппозиционные силы имеют первичную повестку – решение проблем, стоящих перед страной. И лишь после этого, в рамках вторичной повестки, они должны следовать узким партийным интересам.
Галстян выразил надежду, что блок "Мой шаг", сменивший РПА в качестве доминантной политической силы, будет способствовать формированию диалога между партиями, а не конфронтации и диктату с ее стороны.
Директор Армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров также считает, что, исходя из сложившейся политической ситуации, ни одной политической силе не хочется выступать в качестве оппозиции по отношению к блоку "Мой шаг", который имеет высокую легитимность и существенный социальный и политический капитал.
"С другой стороны, сама получившая большинство политическая сила заявляет, что коалиционные партнеры ей не нужны", - сказал Маркаров.
У команды Гагика Царукяна (лидера ППА) сложилась традиция позиционировать себя в качестве альтернативы. В политике, обычно, так не бывает, но подобные заявления все равно звучат.
Они продолжат политику, которую вели прежде, делая упор на определенные аспекты социальной сферы, предлагая различные пути уменьшения общественной напряженности и улучшения жизни граждан.
"Назвать это оппозицией сложно. По некоторым вопросам они будут выражать несогласие, но самое главное — как они будут голосовать. Это явный показатель", - отметил Маркаров.
Что касается "Просвещенной Армении", то ее избирательную кампанию выстраивали не в качестве радикальной оппозиции блоку "Мой шаг". Она выказывает поддержку политике властей, но при этом является как бы и оппозицией.
Это, по словам Маркарова, устраивает власть, потому что оппозиция не сильно ее критикует и не создает больших проблем. Быть удобным спарринг-партнером, устраивает в данном случае и саму "оппозицию".
"В парламенте это будет проявляться в виде тактических разногласий, но при этом стратегического сотрудничества", - отметил Маркаров.
Другой дело – внепарламентская оппозиция. В ходе короткой, но жесткой избирательной кампании бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА) позиционировала себя в качестве единственной реальной оппозиции. Но встает вопрос, удастся ли им сохранить свою консолидированность и выступать в качестве основного критика действующей власти.
Остальные партии также пытаются себя позиционировать в качестве альтернативы или оппозиции действующему премьеру.
Многое в этом вопросе зависит от того, насколько успешную политику будут вести власти и как критика в ее адрес повлияет на общественное мнение.
Отметим, по предварительным данным ЦИК, явка на внеочередных парламентских выборах в Армении составила 48,63%. Республиканская партия Армении получила 4,70% голосов, "Выбор гражданина" – 0,68%, АРФ "Дашнакцутюн" – 3,89%, "Мой шаг" – 70,44%, "Просвещенная Армения" – 6,37%, "Христианско-демократическое возрождение" – 0,51%, "Национальный прогресс" – 0,33%, "Мы" – 2,00%, "Оринац Еркир" – 0,99%, "Сасна црер" – 1,82%, "Процветающая Армения" – 8,27%.
Тем самым, в парламент прошли три силы — "Мой шаг", партии "Просвещенная Армения" и "Процветающая Армения".