О том, что Еревану 2800 лет свидетельствуют только руины крепости, возведенной царем Аргишти. Больше ничего в городе не говорит о почтенном возрасте армянской столицы. Дух старины передают, разве что, еще несколько образцов архитектуры последних 1-2 веков.
В 2004 году правительство утвердило государственный список недвижимых памятников истории и культуры города Еревана, чтобы спасти хотя бы некоторые, пока уцелевшие здания. Хотя и это решение был несколько запоздалым: в результате масштабной застройки Еревана, многие исторические строения были безвозвратно утеряны.
Следует отметить, что на самом деле правительство утвердило тогда два списка.
Первый включал памятники, перемещать которые в другие локации нельзя. Во второй же входили здания, которые следовало разобрать по кирпичикам, а потом скрупулезно восстановить, но уже в другом месте.
Для реконструкции архитектурных памятников Еревана власти выбрали участки на улицах Абовяна, Арами и Бузанда — до улицы Езника Кохбаци. В 2004 году мэрия объявила о проекте "Старый Ереван", нацеленный на воссоздание культурно-исторической среды города.
Разобранные здания сдавались на хранение разным строительным компаниям, но затем выяснилось, что они просто-напросто нарушили условия договора: камни затерялись, а компании закрылись.
Одно из таких "потерявшихся" зданий-памятников находилось по адресу Фирдуси, 80. В беседе со Sputnik Армения исполнительный директор фонда "Ереван – любовь моя" Аршак Карапетян сообщил, что камни, сданные на хранение ЗАО "Сити Сентр Дивелопмент", найти не удалось.
Судьба архитектурного памятника, построенного в конце XIX начале XX веков, по сей день неизвестна.
Справедливости ради, некоторые здания все же были восстановлены, но и тут в первозданном виде остались разве что фасады. Под предлогом реконструкции исторических зданий, застройщики, в основном, возводили многоэтажные дома, и только первые этажи напоминают теперь о старом здании.
Архитектор Арсен Карапетян считает этот вид реконструкции, называемый "фасадизмом", самым легким и дешевым. При этом специалист утверждает, что во многих случаях внутренний интерьер может быть намного более значим и ценен с исторической точки зрения, чем фасады.
"Легко разрушить и построить что-то новое, а вот реконструкция связана с гораздо большими суммами и умственным трудом. Это тонкая работа, как будто соединяют два инородных тела", — говорит архитектор.
Примером тому может служить здание мужской гимназии, построенной в 1890 году в центре Еревана на нынешней улице Амиряна. В советские годы и годы независимости в этом здании располагалась библиотека имена Аветика Исаакяна.
В 2009 году здание было отчуждено компании ООО "Юниинвест" и разобрано. Позже его передали компании "Эс Джи Ай Инвест". Сегодня на месте библиотеки находится многофункциональный комплекс, и только первый этаж здания напоминает бывшее здание библиотеки.
В Ереване пока еще уцелели несколько зданий-памятников, которые, однако, находятся на грани уничтожения.
Одно из таких строений – здание по адресу Абовяна 3, построенное в 1915 году по заказу врача Ованнеса Ованнисяна. В нем, конечно, располагался госпиталь.
В 1923 году большевики его конфисковали и отдали под первый в Армении "Тропический институт" или, как его называли иначе, "Больницы малярии".
В 1944 году здание было передано Армянскому обществу культурных связей с зарубежными странами (АОКС).
В 2011 году советник президента Армении по международным культурно-гуманитарных связям Армен Смбатян и тогдашний руководитель АОКС Асмик Погосян приватизировали здание. АОКС получил статус некоммерческой организации с офисом в этом здании.
Согласно договору от 2007 года территория здания некоммерческой организации, прилегающая в улице Лалаянц (529.29 кв.м) была отчуждена компании "Локал Дивелопмент", которую связывают с именем Самвела Майрапетяна. А другая часть здания (на улице Абовяна (526.9 кв.м)) сегодня находится в аварийном состоянии.
Здание включено в государственный список недвижимых исторических и культурных памятников Армении, но государство не имеет на него никаких прав, так как оно по-прежнему является собственностью АОКС-а.