Выступая на 73-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке премьер-министр Армении Никол Пашинян в очередной раз заявил, что Азербайджану необходимо вести переговоры с Нагорным Карабахом. В противном случае, по его словам, Баку нужны лишь территории, а не народ Карабаха.
Армянский премьер подчеркнул: намерение азербайджанских властей состоит в том, чтобы очистить Карабах от армян, как это произошло в Нахичевани.
Как отметил в беседе со Sputnik Армения политолог Ерванд Бозоян, Пашинян попробовал таким образом доступнее представить необходимость осуществления права населения Карабаха на самоопределение.
В мире прекрасно знают, что происходило в 1915 году. Поэтому сравнение ситуации с Нахичеванью и возможность повторения сценария в Карабахе может найти большее понимание у международного сообщества.
Что касается участия Карабаха в переговорах, то сами сопредседатели Минской группы ОБСЕ, по словам Бозояна, заявляли, что Степанакерт должен принять в участие на завершающем этапе.
"На практике сопредседатели считают, что стороны должны прийти к какому-то общему знаменателю. После этого станет возможно присоединение Карабаха к этому формату", — сказал Бозоян.
По его словам, несмотря на то, что армянская сторона периодически поднимает этот вопрос, на данном этапе Азербайджан не согласится на такой формат. В Баку пытаются представить ситуацию как территориальной спор между Арменией и Азербайджаном.
Политолог считает, что при этом процесс переговоров не должен останавливаться, так как Азербайджан устроил небольшую "ловушку". Если Армения откажется от переговоров, то Баку заявит о "легитимности" начала военных действий.
"В эту ловушку Армения попасть не должна. Думаю, здесь Армении следует придерживаться более конструктивной позиции", — сказал Бозоян.
Он считает, что переговоры должны быть разделены на две части. Первая должна касаться вопроса невозобновления военных действий, вторая — самого разрешения конфликта.
По мнению Бозояна, с учетом реалистичности на первом плане для армянской стороны должен стоять именно вопрос предотвращения боевых действий.
Руководитель Армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров также обращает внимание на то, что Пашинян еще раз подтвердил: любые возможные решения конфликта могут приниматься лишь при участии карабахской стороны.
Обратившись к формату и необходимости переговоров, Маркаров отметил, что возможная встреча премьера Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева не может быть формальной, она должна иметь какое-то содержание.
При этом встреча глав МИД двух стран — Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова — важна с точки зрения самого переговорного процесса.
"Но не с точки зрения встречи ради встречи, а с позиции уменьшения напряженности и сохранения диалога", — сказал Маркаров.
Предположить, что вопрос возвращения Карабаха за стол переговоров будет поднят на встрече глав МИД можно, но трудно представить, как технически это возможно реализовать.
Политолог отмечает, что до сих пор Карабах если и не участвовал в непосредственных переговорах, то был частью челночной дипломатии. Сопредседатели совершали визиты как в Ереван и Баку, так и в Степанакерт.
"Виртуально или морально Арцах всегда присутствовал", — сказал Маркаров.
Вопрос физического возвращения очень сложен. Для Азербайджана – привлечение Карабаха за стол переговоров – часть признания, к чему они пока не готовы.
В Баку готовы пойти на все, кроме фактического признания независимости. Им будет трудно смириться с наличием на переговорах людей с должностями от непризнанной республики.
Была версия, по которой перед представителями трех сторон должны стоять таблички "Ереван", "Баку" и "Степанакерт", но и она тоже маловероятна. В Баку предпочитают другое название Степанакерта, поэтому и с этим там пока что также вряд ли смогут согласиться.
Отметим, что реакция Баку на заявления Пашиняна не заставила себя ждать. Замначальника отдела по внешним связям администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что слова Пашиняна по урегулированию в Карабахе на заседании Генассамблеи ООН могут парализовать переговорный процесс.