Государственная программа вооружений России на ближайшее десятилетие (утверждена в 2017 году) оценивается в 19 триллионов рублей. Немалые бюджетные средства расходуются и на содержание российских военных баз и объектов на постсоветском пространстве, в ближнем зарубежье.
Безопасность России и ее союзников не должна быть предметом торга. Обычно взаимные расчеты осуществляются поставками оружия и энергоносителей, списанием старых долгов. И все же присущие каждой стране геополитические особенности находят отражение в цифрах.
Армения
Россия де-юре не платит за пребывание 102-й военной базы в Гюмри, которая совместно с национальной армией обеспечивает оборону республики и выполнение обязательств по Договору о коллективной безопасности. Однако в рамках стратегического партнерства Москва щедро дает Еревану оружейные кредиты и поставляет вооружения по внутрироссийским ценам.
Недавно завершены поставки вооружений по армяно-российскому кредитному соглашению на 200 миллионов долларов. И в соответствии с межправительственным соглашением от 24 октября 2017 года Россия предоставит армянской стороне государственный кредит еще на 100 миллионов долларов. Благодаря льготному кредитованию и минимальным ценам Армения накопила внушительный потенциал современных вооружений, включая ракетные комплексы "Искандер-М", тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, РСЗО "Смерч". На международном рынке все это стоило бы гораздо дороже.
Абхазия
В Гудаутском и Очамчирском районах республики с февраля 2009 года дислоцируется 7-я Краснодарская Краснознаменная военная база, которая защищает Абхазию и интересы России в Закавказье. Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный в ноябре 2014 года, отражает развитие союзнических отношений Абхазии и России, дальнейшее укрепление региональной безопасности.
Размещена 7-я военная база на безвозмездной основе. Однако на плановую трехлетнюю модернизацию абхазской армии в 2015 году Россия выделила 5 миллиардов рублей (73,5 миллиона долларов). Разумеется, цифра не окончательная.
Беларусь
В Беларуси по 25-летнему договору аренды с 1995 года дислоцируется отдельный радиотехнический узел "Волга" из состава Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Второй объект — радиостанция сверхдлинноволнового диапазона в Вилейках — обеспечивает связь Главного штаба со стратегическими атомными подводными лодками, находящимися в подводном положении ВМФ РФ.
Минск не берет плату с Москвы за ее военные объекты. В свое время американцы предлагали Беларуси 10 миллиардов долларов за ликвидацию на белорусской земле российской РЛС. Президент Александр Лукашенко ответил, что братство с Россией не продается. Не безвозмездное размещение этих объектов могло бы стоить России около 20 миллионов долларов в год. Соглашения действуют до 7 июня 2021 года.
Казахстан
Самые значительные расходы Минобороны России в ближнем зарубежье связаны с Казахстаном. На основе двусторонних соглашений Россия сохранила за собой (в качестве арендатора) и продолжает эксплуатировать в республике семь крупных военных объектов, общая площадь которых превышает 11 миллионов гектаров.
Это 5-й Государственный испытательный полигон и 4-й Государственный межвидовый испытательный полигон, легендарный полигон "Капустин Яр" (расположенный большей частью в России), 20-я отдельная испытательная станция и два измерительных пункта Минобороны РФ, отдельный полк транспортной авиации ВКС России и ряд других объектов. За все это Россия платит около 200 миллионов долларов в год.
В 2002 году космодром "Байконур" перешел в распоряжение "Роскосмоса", и все же остается важным сектором системы национальной безопасности РФ. Всего за аренду Байконура Россия заплатила Казахстану более 2,6 миллиардов долларов.
Кыргызстан
Россия арендует в Кыргызстане авиабазу "Кант", испытательную базу противолодочного вооружения ВМФ РФ, узел связи ВМФ, автоматическую сейсмическую станцию и радиосейсмическую лабораторию Сейсмической службы Минобороны РФ.
Межгосударственные отношения и военно-техническое сотрудничество Кыргызстана и России развиваются конструктивно. До конца 2018 года на вооружение авиабазы ОДКБ "Кант" поступят модернизированные Су-25СМ, которые называют "летающими танками". Авиабаза остается важным инструментом обеспечения безопасности в Центральной Азии.
В порядке дружественного взаимозачета Москва списала Бишкеку 240 миллионов долларов долга, и ежегодно платит 4,5 миллиона долларов в счет арендной платы.
Приднестровье
На территории Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) располагаются российские миротворческие силы в составе одного батальона и Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе (ОГРВ), которая состоит из двух отдельных мотострелковых батальонов и батальона охраны. Военнослужащие ОГРВ выполняют миротворческие задачи, охраняют склады с боеприпасами (времен СССР) в селе Колбасная Рыбницкого района.
Миротворческая миссия осуществляется на основании соглашений между РФ и Молдовой от 1992 года. Российские части и подразделения на территории Приднестровья дислоцируются бесплатно. На обеспечение миротворческой деятельности и поддержание боевой готовности в регионе российского миротворческого контингента из федерального бюджета России ежегодно выделяются более 150 миллионов рублей (или 2,2 миллиона долларов).
Таджикистан
На территории Таджикистана дислоцируются 201-я российская военная база и оптико-электронный комплекс "Окно". База обеспечивает региональную стабильность и выполнение союзных обязательств в рамках ОДКБ. "Окно" входит в систему контроля космического пространства, действует в интересах Воздушно-космических сил России.
Данные о финансовых условиях содержания 201-й базы официально не сообщаются. Но очевидно, что обеспечение деятельности такой мощной военной базы — дело дорогостоящее. Кроме того, известно, что с 2005 года Россия безвозмездно передала Таджикистану свыше 300 единиц бронетанковой техники.
Южная Осетия
Российская 4-я гвардейская Вапнярско-Берлинская Краснознаменная военная база дислоцируется на северной окраине города Цхинвал безвозмездно. Однако в 2008 — 2018 годах объем российской финансовой помощи Южной Осетии составил около 60 миллиардов рублей (более 880 миллионов долларов), и значительная часть этой суммы направлена на укрепление безопасности дружественной республики и южных рубежей России.
Даже этот короткий обзор делает очевидным многомиллиардную стоимость зарубежного базирования российских войск и сил. И все же, несмотря на высокие затраты, в ближайшие десятилетия Москва и ее ближайшие союзники вряд ли откажутся от подобного взаимодействия.
Для сравнения: США имеют 700 зарубежных военных баз, разбросанных по разным континентам. Пентагон присутствует в 130 странах мира. Американцы ежегодно тратят на зарубежное военное присутствие более 170 миллиардов долларов. Мы не соревнуемся, просто реагируем на вызовы и угрозы.
Зарубежные военные объекты — не самоцель, а эффективный военно-дипломатический инструмент укрепления национальной и международной безопасности. В нашем случае базы повышают боевую эффективность и боевую устойчивость вооруженных сил России и ее союзников, позволяют рациональнее рассредоточить силы и средства, приблизить ракетное оружие к стратегическим объектам (территории) вероятного противника. Базы делают более доступными потенциально опасные направления и кризисные регионы.