Освобождение второго президента Армении Роберта Кочаряна из-под стражи не может стать прецедентом в случае предъявления обвинений по делу 1 марта его преемнику Сержу Саргсяну, сказал Sputnik Армения юрист Давид Гюрджян.
В газете "Жоховурд" ("Народ") в четверг вышла статья, в которой говорится, что за несколько дней до решения Апелляционного суда (выпустить Кочаряна на свободу) бывший глава СНБ Георгий Кутоян и бывший руководитель следственной группы по делу 1 марта заместитель экс-главы СК Ваагн Арутюнян побывали у председателя Апелляционного суда Вазгена Рштуни.
По данным издания, участники встречи выразили опасения, что по делу 1 марта очередь на арест может дойти и до Сержа Саргсяна. И если в рамках принципа неприкосновенности им не удастся решить вопрос освобождения второго президента, то такая же участь постигнет и Саргсяна.
Газета отмечает, что ранее по этой логике Кочаряна поддержали Республиканская партия Армении и "Дашнакцутюн". Они пытались таким образом "защитить" Саргсяна. Кстати, сам Рштуни в интервью опроверг наличие такой встречи.
О возможности преследования третьего президента Армении говорили и представители Республиканской партии Армении. В интервью Sputnik Армения в июле вице-спикер Эдуард Шармазанов, говоря о возможном преследовании третьего президента, заявил, что новые власти во главе с Николом Пашиняном действуют как "большевистские революционные комитеты, которые могут сфабриковать дело против любого, в том числе экс-президента Сержа Саргсяна".
Сегодня о том, что третий президент будет допрошен по делу 1 марта подтвердил глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян. Однако, в первую очередь, нужно понимать, по какому уголовному делу предполагается дача показаний Сержа Саргсяна.
С правовой точки зрения никакого значения дело Кочаряна в вопросе неприкосновенности иметь не может, считает юрист Гюрджян.
В самой основе неприкосновенности лежит условие, согласно которому президент осуществлял действия, исходящие из его статуса. А на этот вопрос должен ответить орган, ведущий уголовный процесс, причем в каждом случае в отдельности.
Если же допустить, что Саргсян осуществил какие-то преступные действия до вступления в должность президента, то, по словам Гюрджяна, здесь не может быть и речи о какой-то неприкосновенности.
Сейчас трудно говорить без конкретики, Саргсян пока не приглашен на допрос, тем более никаких обвинений ему не предъявлено.
Вопрос приглашения Саргсяна на допрос, исходя из целесообразности, решает следственный орган.
"Что касается Кочаряна, то считаю, что оснований для прекращения уголовного дела против него нет. Апелляционный суд принял решение, и хотя мы не знакомы с текстом, но из заявлений адвокатов становится ясным, что в основу было положена неприкосновенность", — сказал Гюрджян.
По его словам, таким образом, суд вышел за пределы своих полномочий, фактически дав оценку самим обвинениям против Кочаряна. Если человек неприкосновенен, то он не только не может быть арестован, но в его отношении невозможно и уголовное преследование.
"Неприкосновенность дает соответствующим должностным лицам иммунитет, им не может быть предъявлено обвинение. Но эта норма актуальна только в том случае, если он совершил действие, исходящее из его статуса", — сказал Гюрджян.
Именно в этом заключается проблематичность решения Апелляционного суда Армении. Таким образом, Апелляционный суд вышел за рамки своих полномочий, так как он должен был решить только вопрос меры пресечения.
В рамках дела по 1 марта ранее был арестован, а потом решением Апелляционного суда выпущен на свободу второй президент Роберт Кочарян. Он обвиняется в свержении конституционного строя в 2008 году. Речь идет о событиях 1-2 марта 2008 года. Тогда после президентских выборов сторонники первого президента Армении Левона Тер-Петросяна отказались признать данные Центризбиркома и вышли на улицы Еревана. Против демонстрантов в столице было применено боевое оружие, погибло 10 человек.
В рамках этого дела обвинения предъявлены также бывшему министру обороны Армении Микаелу Арутюняну и генсеку ОДКБ Юрию Хачатурову, служившему в 2008 году в ВС Армении. Хачатуров освобожден под залог, Арутюнян объявлен в розыск.