Премьер-министр Армении Никол Пашинян, как известно, созывает народ на площадь Республики в Ереване 17 августа, и в ходе митинга собирается говорить о первых результатах новой власти.
У граждан республики могут быть разные мнения по поводу нового правительства:
1."Власть права, умна, поедать себя не станет, добьет коррупцию и победит".
2. "Власть не права, самодовольна, сожрет сама себя и собою же подавится".
Отвечать: "Да", "Нет", "Затрудняюсь с ответом". Нужное подчеркнуть.
Отвечаю. Какие вопросы сегодня не задавай, ответ будет один – ответа нет!
Значит, подождем? Тоже нет. Лишняя трата времени. Песочные часы перевернуты, возврата к прошлому не будет, отсчет нового времени пошел. Первые сто дней, затем двести, следом триста, календарный год… Романтические лозунги сменятся прагматическими вопросами: где рабочие места, зарплаты, пенсии, правильные налоги? Возможно недоумение, вначале легкое.
Ничего необычного. После каждой революции приходит осмысление сделанного и назначается цена совершившим (народ народом, но впереди, все-таки, конкретные люди). Цена на них может расти, может и опускаться. Сколько баллов наберет Никол Пашинян, и сколько некоторые непонятные (или непонятые министры), сегодня сказать трудно. Повторюсь, нужно время, которое все расставит по местам: зарплаты, пенсии, правильные налоги, честное имя, нечестные игры, плутовство, лицедейство – что там еще?
А еще нужна щука, чтобы карась не дремал, необходима оппозиция, которой нет. Генералы бесславной карьеры, посрамленные губернаторы, отправленные по домам министры… Крепкий орешек из Иджевана оказался им не по зубам. Но оппоненты не для того, чтоб грызть их, а чтобы пробиваться в споре к истине.
Считать оппозицией "обижников", мечтающих о том, когда отольются кошке мышкины слезы, смешно. "Обижники" всего лишь ждут оплошностей, а еще лучше провалов, чтоб сплотиться, дальше видно будет.
Проигравшая партия Сержа Саргсяна ремонту не подлежит, забудьте. На сегодня "Елк" со своей командой – единственный рулевой. Но то, что годится в мореплавании, не всегда хорошо в политике.
Вернемся к истории кошки с мышкой. Отчего слезы, у кого слезы? Называю первого, пришедшего на ум. Сурик Сережаевич Хачатрян ("Лиска") – бывший губернатор Сюника. Человек, которому есть от чего кусать себе локти и пустить слезу (чтобы не случилось так, как случилось, думать надо было там и тогда, а не здесь и сейчас). Сейчас к экс-губернатору одно презрение и даже больше, чем можно выразить словами.
Ничего личного в смысле отношений: на брудершафт с "Лиской" не пил, детей с ним не крестил и даже не знаком. Тем не менее, стыд и позор! Уважающая себя власть не должна была допустить такого субъекта до управления целой областью.
Дворец, построенный в Ереване таким образом, что он над, а город – под, воспринимаю как личное оскорбление. Человеку с тремя судимостями в прошлом и шлейфом подсудных действий в недавней губернаторской деятельности, не должны были давать право выбрать для резиденции столь возвышенное место. Слишком много проступков, многие из них на грани преступления: увод сына от армии, о чем вспоминали недавно, — самое безобидное (обоснование освобождения — "умеренно выраженная неврастения". Да вы что, ребята, с таким диагнозом половина населения Армении живет?!).
О касте неприкасаемых… Говорили: как их посадить – они же памятники?! Сажают. Но тут отношение раздваивается. С одной стороны, "Все силы на разгром врага!", вследствие чего ни на что другое уже ни сил, ни времени не хватает. Да и врагов получается слишком много.
С другой стороны, ничто не должно сходить с рук никому, в том числе – сегодняшней власти, когда она станет вчерашней. "Отвечать, все равно, придется" — к этому надо приучать, это должно ощущаться спинным мозгом, солнечным сплетением.
Вопросы дня. Будет ли сын премьера служить в армии? А сын министра обороны? Уже служат.
Жена премьер-министра призвала отдавать свободные квартиры нуждающимся во временное пользование. Пашиняны свою отдали.
Из Грузии ждут юную армянку – будет гостить на государственной даче премьер-министра в Конде. Удивление, переходящее в умиление. Ну, и так далее.
Говорят, пиар. Пусть говорят! Но пусть каждый, кто у власти, поступает так, а уж как станут к этому относиться – вопрос вкуса и политических предпочтений. Если пиар позволяет не только славить себя, но попутно делать и хорошее, то Бог с ним, с этим жить можно.
К стодневке премьерского правления разумнее было бы ожидать прямого диалога: что получилось, а что – нет, почему – нет, кто виноват, в том, что не получилось, как долго нетрудящихся у нас будет намного больше, чем трудящихся, что делать дальше? Общение в стилистике воздушных поцелуев и братских объятий на главной площади столицы – не лучший формат для серьезного разговора, но остановились почему-то на таком.
Кстати, то, о чем будет рассказывать премьер, отчасти сказано во время недавней поездки по областям.
По словам эксперта аналитического центра "Foreign Policy Centre" Крейга Олифанта, после прихода к власти Никола Пашиняна в оценках ситуации прослеживаются как оптимизм, так и осторожность. Но провести определенные масштабные реформы надо, особенно в сферах городского развития, сельского хозяйства и энергетики. Необходимо также изучить вопрос возвращения в страну талантливых профессионалов.
Эксперт знает, о чем говорит. Что знаем мы? Старая болезнь новой не лечится – просто их становится две. Когда вопросы изучаются долго, а масштабные реформы откладываются да откладываются, позитивное отношение к правительству сменяется негативным.
Политологам известно: чем более абстрактно и масштабно формулируется цель, тем более достижимой она кажется, чем она конкретнее – тем недостижимее. Парадокс, но так.
Конкретики пока мало. Слов, горячих объятий, точечных поцелуев – море: это видят все, у кого есть телевизор. В том числе – те, у кого пенсия в среднем что-то порядка сорока одной тысячи драмов (85 долларов), в то время как потребительская корзина стоит пятьдесят две тысячи (108 долларов). Как долго нам еще друг другом восхищаться?
Режим ожидания продлевается.