Первый президент Армении Левон Тер-Петросян продолжает будоражить армянское общество с, кажется, уже давно забытой колокольни. Но нет, звон оттуда периодически доносится; особенно активно это происходило в дни "бархатной революции".
Несмотря на противоречивое отношение к самому Тер-Петросяну, его заявления читают с интересом, тем более когда они относятся к "горячим темам".
На этот раз первый президент Армении коснулся неоднозначно воспринятого в обществе заявления нового премьера Никола Пашиняна о том, что Армения является стороной конфликта, и ответа на него со стороны экс-министра обороны Вигена Саркисяна — тот выразил беспокойство по поводу слов премьера. По убеждению Саркисяна, подобное заявление "может быть опасным". Ряд других заявлений премьер-министра он охарактеризовал как "проявления неосведомленности о деталях переговоров".
Для "судейства" Sputnik Армения обратился к российскому дипломату, сопредседателю Минской группы ОБСЕ в 1992-1996 годах Владимиру Казимирову, кто как никто другой знаком с ситуацией.
"Левон Акопович (Тер-Петросян) прав", — сказал Казимиров, комментируя ситуацию.
На вопрос, с какого периода можно считать Армению стороной конфликта, Казимиров ответил "на наш взгляд, практически, с самого начала вооруженного конфликта".
"Так считали мы, ибо вовлеченность Армении вскоре стала неизбежной (после операции "Кольцо" и изгнания армян из района севернее Нагорного Карабаха)", — сказал Казимиров.
По его словам, Ереван не признал это сразу, только при подписании соглашения о прекращении огня.
Казимиров при этом подчеркнул, что этот вопрос требует дополнительного рассмотрения.
В документах, на которые ссылается Левон Тер-Петросян, в частности, в пражском разъяснении главы руководящего совета ОБСЕ Sputnik Армения действительно нашел косвенное упоминание об Армении как о стороне конфликта.
"…Действующий Председатель подтверждает ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т.е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию…", — говорится в документе.
Здесь отмечается Нагорный Карабах как сторона конфликта, а также два "государства-участника". Понятно, что речь идет об Армении и Азербайджане.
В другом, документе — будапештском меморандуме — о сторонах говорится более расплывчато. В тексте, в частности, отмечается, что Совет министров ОБСЕ поддерживает усилия сопредседателей по достижению политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта. Это, по задумке авторов, должно было устранить последствия для "всех сторон конфликта".
"Осуществление такого соглашения устранит основные последствия конфликта для всех сторон и позволит в кратчайший срок созвать Минскую конференцию…", — указано в тексте.
Возможно, именно эта фраза предполагает наличие более двух сторон конфликта. Хотя верхний (пражский документ), конечно же, намного убедительнее.
Ранее первый президент Армении Левон Тер-Петросян сделал заявление, в котором обвинил экс-министра обороны страны Вигена Саркисяна в незнании "разницы элементарных фактов".
Ниже можно ознакомиться с заявлением Тер-Петросяна и ответом Вигена Саркисяна.
Заявление Тер-Петросяна
В заявлении Тер-Петросяна, в частности, отмечается, что такими заявлениями Виген Саркисян сам раскрывает свое "абсолютное незнание" содержания процесса карабахского урегулирования.
"Армения, Азербайджан и Карабах получили от международного сообщества статус "стороны карабахского конфликта" в заключительном будапештском документе ОБСЕ от 6 декабря 1994г. и более четко — в пражском разъяснении главы руководящего совета ОБСЕ (СБСЕ, ред.) от 31 марта 1995 года", — сказал Тер-Петросян.
По его словам, высказанная Саркисяном идея о том, что Азербайджан всегда настаивал на признании Армении стороной конфликта, является нонсенсом.
Как отметил первый президент, на самом деле Баку настаивал на признании Армении стороной войны в Карабахе (при этом Казимиров считает категории "сторона войны" практически не существует — ред.), то есть агрессором.
"Это стремление Азербайджана благодаря блестящей армянской дипломатии было сорвано в четырех резолюциях СБ ООН, где четко фиксируется, что приграничные Карабаху районы взяты не армией Армении, а местными армянскими силами (local Armenian forces)", — сказал Тер-Петросян.
Он отметил, что если экс-министр этого не понял, то армянский народ "должен быть рад", что освободился от человека, провозгласившего себя "отцом (программы) "нация-армия".
Тер-Петросян также добавил, что провозглашение Нагорного Карабаха "полноценной и равноправной стороной конфликта" было крупнейшим достижением армянской дипломатии. Оно было потеряно из-за "преступной неосторожности" (второго президента) Роберта Кочаряна.
Это, по его мнению, стало причиной последующих сложностей в урегулировании конфликта.
Ответ Вигена Саркисяна
На заявление Тер-Петросяна ответил сам Саркисян. По его словам, подходы первого президента Армении давно известны.
"Эти подходы стали очевидной причиной его отставки и абсолютному поражению возглавляемого им АНК (Армянский национальный конгресс) в 2017 году. Искренне надеюсь, что Никол Пашинян не разделяет известные подходы вокруг арцахской проблемы", — заявил Саркисян.
По его словам, Армения должна исходить из интересов безопасности Карабаха и укреплять свои переговорные позиции.
Наряду с продвижением обстоятельства является или нет Армения "стороной войны", Баку, по его словам, пытается представить конфликт в качестве территориального спора между Арменией и Азербайджаном.
"Конфликт между Карабахом и Азербайджаном. Армения является стороной конфликта и гарантом безопасности населения Нагорного Карабаха. Армения всегда делала акцент на том, что это борьба народа за самоопределение и, надеюсь, продолжит исходить из этой позиции", — написал Саркисян.
Он также отметил, что не страдает манией считаться "отцом" чего-то, особенно концепции "нация-армия", идущей из глубины веков.