Минобороны Республики Армения 21 марта опубликовало программу модернизации армии на 2018-2024 годы, которая основана на негативном прогнозе развития международных отношений. Оборонная программа предполагает определенные расходы, которые ежегодно в течение семи лет будут прописаны в бюджете республики.
Ереван намерен ежегодно выделять на оборону не менее 4% от ВВП (эквивалентно 464 млн долларов США), чтобы "военно-политическими и военными механизмами сдерживать опасность широкомасштабных военных действий". И для этого имеется надежная экономическая база. Национальная статистическая служба сообщила, что в 2017 году побит десятилетний рекорд – ВВП Армении вырос на 7,5 %.
С 2008 по 2016 год ВВП Армении снижался, военные расходы в абсолютных цифрах росли незначительно. Лишь 2017 год был ознаменован ростом оборонного бюджета на 5,5% (440 млн долларов), а 2018 год – ростом на 17% (518 млн долларов). Иначе говоря, рост экономики позволил сделать заметный рывок в оборонном строительстве.
Ранее сообщалось, что оборонные расходы Еревана до 2020 года достигнут 600 млн долларов. С учетом серии российских оружейных кредитов на общую сумму 300 млн долларов, программа модернизации армянской армии выглядит вполне реалистичной.
На весах войны и мира
Предполагается увеличить ударную и огневую мощь Вооруженных сил Армении (акцент на развитие высокоточных ракетно-артиллерийских средств, ПВО и многофункциональной авиации). Ереван планирует оснастить войска современными средствами видеонаблюдения, разведки, огневого поражения, инженерными средствами, которые будут объединены в единую систему – для раннего выявления и пресечения нарушений госграницы, диверсионных действий, и для нанесения противнику несоразмерного ущерба.
Армения асимметричными средствами сводит к нулю эффективность целого ряда азербайджанских вооружений, военного союза Баку и Анкары. Так, созданная объединенная группировка войск (ОГВ) Армении и России – эффективный инструмент предупреждения вооруженной агрессии о сложноустроенной системе коллективной безопасности свидетельствуют более двухсот соглашений, заключенных между Ереваном и Москвой). Они не направлены против третьих стран и не затрагивают обязательств Москвы и Еревана по другим международным договорам.
Несмотря на многовекторную ориентацию внешней политики Армении и развитие сотрудничества в оборонной сфере с США и КНР, в поставках вооружений основным ее партнером остается Россия. Это подтвердил в ходе оперативного сбора руководящего состава Вооруженных сил республики 19 марта президент Серж Саргсян: "В распоряжении Вооруженных сил Армении есть и всегда будут необходимые средства для сдерживания противника в необходимый момент. В этом вопросе наш основной союзник и партнер – Российская Федерация". Саргсян уточнил, что сдерживание означает нанесение таких контрударов, после которых противник больше не пожелает нарушать подписанные в 1994 – 1995 годах обязательства и положения.
Парадокс современного мира состоит в том, что для региональной стабильности и национальной безопасности требуется не просто много оружия, а его качество и баланс вооружений. Благодаря России, которая продает оружие по самым низким ценам, Армения имеет возможность укреплять обороноспособность наименее затратным способом.
Ереван находится в тройке крупнейших получателей военной помощи Москвы. За минувшие два года армянские войска получили новейшие образцы вооружения российского производства: ОТРК "Искандер-М", системы залпового огня "Смерч", тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек", наземные комплексы радиотехнической разведки, управляемые ракеты 9М113М, бронеавтомобили "Тигр" и средства связи.
Поступательно развивается национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), ведь Армения еще в советские времена лидировала в области электроники, оптики, лазерной техники, кибернетики, информатики, радиофизики. Сегодня ОПК республики достойно представляют Ереванский завод математических машин, Mergelyan Cluster, UITЕ, Unicum, 65 военный завод, Эчмиадзинский приборостроительный завод, ЗАО "ЕрНИИСС", ОАО НПО "Гарни Лер", ЗАО "ЛТ-ПИРКАЛ", ЗАО "КАМАЗ АРМЕНИЯ" и другие предприятия и компании.
Источник турбулентности
Военно-политическая обстановка на Южном Кавказе осложнена целым рядом нерешенных конфликтов, и карабахская проблема едва ли не острее других. Ереван и Баку имеют разное представление и о путях её решения, и о стратегии обеспечения национальной безопасности в целом. Возможны рецидивы трагического прошлого.
Азербайджан заметно нарастил военное присутствие в Нахичевани, держит здесь 20-тысячную группировку войск (это почти треть азербайджанской армии), усиленную современными средствами ПВО и ракетно-артиллерийским вооружением с дальностью действия от 90 до 120 километров (до Еревана – всего 60 километров). Кроме того, в Нахичевани ежегодно проводятся совместные маневры с Турцией, и азербайджанские СМИ открыто подчеркивают антиармянскую направленность подобных приготовлений.
Баку в последние годы совершает массовые закупки новейшей боевой техники и высокоточного оружия в Беларуси, Израиле, Турции, ЮАР. Создает собственный оборонно-промышленный комплекс, которому по силам производство беспилотных летательных аппаратов, лицензионная сборка реактивных систем залпового огня (РСЗО) и бронеавтомобилей, выпуск стрелкового оружия и боеприпасов.
В абсолютных цифрах оборонный бюджет Армении в несколько раз меньше азербайджанского (по разным данным, Баку тратит на вооружение от 1,5 млрд до 3 млрд долларов). В международном рейтинге военной мощи Азербайджан занимает 58 строку, Армения находится на 93 месте, и все же в системе региональной безопасности баланс сил определяется более сложной математикой. Важные политические решения на Южном Кавказе требуют парадоксального сочетания военной силы и мудрой сдержанности. Как говорится, близкий сосед лучше дальнего родственника.