Посольство США в Ереване не исключает, что Армения или какая-либо другая страна при заключении существенных контрактов с предприятиями оборонного комплекса России, могут оказаться под санкциями Вашингтона. Такие риски видят и в правительстве Армении, так как Россия — по договору гарант безопасности армянского государства и основной поставщик оружия его армии.
«Мы предварительно не обсуждаем ни с кем наши санкции. Мы объявляем их, когда или если они существуют», — говорится в сообщении посольства США в Ереване в ответ на вопрос о том, окажется ли Армения под прицелом американских санкций при заключении новых оружейных сделок с Россией и ведутся ли в настоящее время какие-либо обсуждения с армянской стороной по этому вопросу.
С 29 января текущего года США могут начать вводить санкции против компаний, организаций и физлиц из любой страны мира за признанные «существенными» сделки с предприятиями российского оборонного сектора. В список вошли 39 российских оборонных предприятий, в том числе «Рособоронэкспорт». Это следует из закона CAATSA («О противодействии неприятелям Америки через санкции»), подписанного президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года, и разъяснений Госдепартамента, опубликованных в конце октября.
США, объявившие (в Стратегии национальной безопасности) недавно Россию с Китай «ревизионистскими государствами, стремящимися подорвать благосостояние Америки», открыто заявляют, что целью санкций является нанесение ущерба РФ. «Целью данных санкций является то, чтобы Россия ощущала последствия своих действий в отношении Украины по вмешательству во внутренние дела других стран и попрании прав человека. Предостерегая третьи страны от сделок с военно-промышленным комплексом России, мы лишаем РФ от доходов продаж вооружений, что она может использовать для осуществления негативного воздействия и продолжения своей кампании дестабилизации», — говорится в разъяснении посольства США.
Гипотезы посольства США о влиянии санкций подтверждает вице-премьер Дмитрий Рогозин, по словам которого, ущерб от санкций против предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России составил сотни миллиардов долларов.
Как известно, Армения и Азербайджан являются клиентами российского оборонного сектора. Страны заключили оружейные контракты стоимостью около $ 5 млрд. Армения в рамках ОДКБ получает российское вооружение по внутренним ценам, которые в разы уступают рыночным․ За прошедшие 2 года Армения получила от России оборонные кредиты на сумму в $ 250 млн для закупки современных образцов российского вооружения.
Помимо этого, согласно подписанному в 2010 году Протоколу к договору о 102-й военной базе в Гюмри, которым срок дислокации базы был продлен до 2044 года, Москва берет на себя ответственность за обеспечение безопасности на всей территории Армении. Важно также то, что Россия обязуется обеспечивать современным вооружением ВС Армении.
«Это говорит о том, что с этого момента гонка вооружений Армения-Карабах — Азербайджан переместилась в плоскость Россия-Азербайджан. Гонка вооружений становится бессмысленной для Азербайджана. Если комплексно оценить ситуацию, можно сказать, что при существовании этой парадигмы, вероятность возобновления военных действий очень низка», — в беседе с EADaily отметил экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян.
Более того, в 2013 году Армения ратифицировала Договор о развитии военно-технического сотрудничества с Россией, который открыл возможности для прямых контрактов (без посредничества корпорации «Рособоронэкспорт») по приобретению вооружения и военной техники на оборонных предприятиях России по внутренним ценам.
В связи с этим санкционная политика США по обороне не может не иметь влияния на взаимоотношения между Арменией и Азербайджаном с последующим влиянием и на ситуацию во взрывоопасном регионе.
Между тем, пока точно неясно окажутся ли Армения и Азербайджан под угрозой санкций США. МИД и Минобороны двух стран молчат. Ранее из министерства обороны Армении ИАЦ VERELQ сообщили, что последствия такого развития ситуации скорее должны комментировать в министерстве иностранных дел, так как этот вопрос находится в политической плоскости. Между тем, в МИД также предпочли воздержаться от комментариев. Пресс-секретарь МИД Тигран Балаянв ответ на вопрос лишь коротко и в строго дипломатическом стиле заявил: «Армения высоко оценивает сотрудничество с нашими странами-партнерами».
Более открыто о проблеме заговорил министр финансов Армении Вардан Арамян, который видит риски применения американской «санкционной дубины» в отношении Еревана. «США имеют огромное влияние на глобальную экономику. В связи с этим ошибочно думать, что США при применении санкций будут считаться с другими странами. В этом плане Вашингтон даже не считается со своими европейскими союзниками, и это факт», — в беседе с EADaily заявил Арамян. При этом он уверен, что с американскими партнёрами будут проведены переговоры при возникновении рисков применения санкций в отношении Еревана.
«При возникновении таких ситуаций мы будем с нашими американскими партнерами их обсуждать. В свое время имели место подобные проблемы, но в случае с соседним Ираном, когда он (из-за ядерной программы — прим. ред.) был под международными санкциями», — напомнил министр, фактически указав, что в случае с Ираном Армения хотя и соблюдала свои международные обязательства, вытекающие из санкционного режима, но все же в виду своей географической специфики имела определенный люфт маневра.
«Иран — наш сосед и оказывает на нас экономическое влияние. Это обстоятельство было учтено (Армения в период санкционной осады Ирана на государственном уровне торговала с ним по бартерной схеме — газ в обмен на электричество — прим. ред.). Россия играет большую роль в нашем регионе. Более того, в данном случае речь идет о безопасности, что для Армении очень сенситивная тема», — объяснил министр. В настоящее время у Арамяна нет конкретной информации, но он полагает, что в США учтут все аргументы. В любом случае, как он заметил, стопроцентной гарантии нет, риски всегда существуют.
Западные эксперты, в свою очередь, не ожидают, что санкции будут применены ко всем странам сразу и в ускоренном режиме. Многие из них полагают, что санкции в первую очередь могут быть направлены против крупнейших клиентов российского оружия, коими являются Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Ирак, Египет (данные IHS Jane’s за 2016 год). В 2017 году экспорт вооружений из России составил более $ 14 млрд.
«Я бы не стал ожидать немедленных санкций, если, конечно, речь не идет о российских сделках с Сирией или какой-либо другой страной, где США активно противостоят режиму», — отметил бывший старший советник OFAC (санкционное подразделение Минфина США), эксперт Atlantic Council Брайан О’Тул, пишет РБК. Он полагает, что США сначала попытаются дипломатическими методами убедить такие страны, как Индия и Афганистан, ограничить или прекратить закупки российских вооружений. «Если этого не получится сделать, тогда мы увидим санкции», — считает О’Тул.
Вместе с тем эксперты почти уверены, что в случае с Арменией может быть избрана другая тактика. Научный сотрудник Школы права и дипломатии Флетчера Университета Тафтса (США), международник Сурен Саркисян считает, что Вашингтон селективно примет санкции, чтобы не подвергать угрозе жизненно важные интересы дружественных стран. Здесь он согласен с министром финансов республики Варданом Арамяном о возможности применения «иранского сценария».
«Примерно такая ситуация сложилась в случае с Ираном, когда он находился под международными санкциями. США тогда закрывали глаза на многие аспекты сотрудничества Еревана с Тегераном, хорошо понимая, что Иран является одним из двух коридоров во внешний мир для зажатой в блокаде со стороны Азербайджана и Турции Армении (вторым является грузинский коридор — прим. ред.)», — сказал Саркисян в беседе с EADaily. По его словам, Азербайджан в условиях санкций может смягчить свое положение, приобретая вооружения у Израиля, Пакистана и Турции. «У Армении такой возможности нет не только из-за дефицита финансов, но и потому, что нет дипломатических связей с Турцией и Пакистаном», — констатирует он.
В настоящее время, как он признает, Россия — незаменима для Армении в плане доступности вооружения, что, по словам Саркисяна, осознают в США. «Фактор России помогает обеспечивать баланс сил в регионе, что может нарушиться в угоду Баку при применении санкций, а это, в свою очередь, чревато угрозой возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта, с последующей дестабилизацией всего региона. В этом никак не заинтересованы США», — уверен Саркисян.