Бывший министр иностранных дел Арцаха Арман Меликян считает, что в нынешних условиях открытие армяно-турецкой границы может произойти только в том случае, если Россия и Турция придут к согласию вокруг этого вопроса, а в этом случае выплачивающим цену за «компромисс» станет Арцах- посредством передачи Азербайджану две трети собственной территории.
На вопрос о том, почему спустя 10 лет начался процесс признания армяно-турецких протоколов недействительными, экс -глава МИД Арцаха ответил:
«Вероятно, установив четкий срок для закрытия вопроса протоколов и, таким образом, представив, якобы, ультиматум турецкой стороне, г-н Серж Саргсян пытается укрепить собственные позиции в качестве наиболее вероятного кандидата в премьеры в преддверии перехода Армении к парламентской форме правления».
По его словам, дело в том, что если официальная Анкара откажется ратифицировать протоколы в течение ближайших двух-трех лет, то они будут «посланы куда подальше» лично инициировавшим их подписание Сержем Саргсяном и получится, что последний сделал все от него зависящее для армяно-турецкого примирения, но из-за упрямства турецкой стороны этот процесс потерпел фиаско.
«С другой стороны, если турецкая сторона, все же, ратифицирует протоколы в рамках установленных Сержем Саргсяном сроков, то получится, что армянской дипломатии и лично г-ну Саргсяну удалось заставить официальную Анкару сделать то, чему она сопротивлялась на протяжении десяти лет», - отметил Арман Меликян, добавив, что в обоих случаях получается, что г-н Саргсян обеспечил себе выгодный исход, что станет дополнительным аргументом для назначения его на пост премьер-министра Армении.
По словам А. Меликяна, все это необходимо рассматривать исключительно в том аспекте, что действительно ли эти протоколы вообще имеют право на жизнь или нет.
«По моему убеждению, с точки зрения обеспечения национальных интересов Армении армяно-турецкие протоколы были исключительно вредоносными, и даже их отмена не может устранить уже нанесенного нам их подписанием ущерба», - пояснил он. По словам бывшего министра ИД НКР, протоколы, по сути, являются дополнительным заверением армянской стороны Турции в том, что Ереван признает правомочность Московского и Карсского договоров.
«По этой –то причине турецкая сторона даже не ратифицировав эти протоколы может спокойно говорить, что Армения признает территориальную целостность Турции и, как минимум, по части Нахиджевана, территориальную целостность Азербайджана и не может иметь территориальные требования», - сказал он, отметив при этом, что иначе турецкая сторона сможет использовать протоколы столько времени, пока г-н Серж Саргсян будет занимать пост главы правительства Армении в качестве председателя партии, составляющей парламентское большинство, вероятность этого, по крайнем мере, на сегодняшней день чрезмерно велика.
На вопрос о том, являются ли для Турции важным до сих пор Арцахский вопрос и не обострение отношений с Азербайджаном или, все же, Турция никогда не хотела открывать границы с Арменией, Арман Меликян ответил:
«У Турции нет никакого важного мотива для проявления поспешности в случае с Арменией, для того, чтобы днем раньше открыть армяно-турецкую границу. Тем более, принимая во внимание то обстоятельство, что внешняя политика Армении преимущественно носит характер реагирования, можно сказать, что турецкая сторона пока абсолютно свободна в обсуждении вопросов, имеющих непосредственное отношение к судьбе Армении, с Москвой или Вашингтоном, но не с Ереваном».
На замечание о том, согласен ли он с бытующим мнением о том, что наши отношения с Турцией можно нормализовать и без протоколов, открыв границы, и в таком случае мы также укрепим наши позиции в процессе урегулирования Арцахского вопроса с учетом того, что есть тенденции для того, чтобы представить открытие границ с Турциeй армянской стороне в качестве компромисса, Арман Меликян отметил:
«В нынешних условиях открытие армяно-турецкой границы может произойти только в том случае, если Россия и Турция придут к согласию вокруг этого вопроса. А в этом случае выплачивающим цену за «компромисс» станет Арцах- посредством передачи Азербайджану две трети собственной территории . Я принципиально против открытия границы такой ценой. Я буду рассматривать этот шаг как сделку по превращению за короткое время практически лишающуюся гражданского населения Армению в военный полигон других стран».