Впереди шла пара, где невеста ребенком была тяжело ранена в годы войны, отец погиб в Лачине, а мать с детьми попала под обстрел. Ее лицо было изуродовано осколками, она перенесла несколько пластических операций. Но она была прекрасна и шла впереди свадебной процессии так, словно это была и ее личная победа. Впрочем, почему словно? Это и была победа – над войной и насилием, над мраком и злом, над лишениями и невзгодами. Победа над смертью, что всего лишь 23 года назад косила людей в Арцахе, не разбирая ни молодых, ни стариков, ни детей...

ЭТО БЫЛО РОВНО 9 ЛЕТ НАЗАД – 16 ОКТЯБРЯ 2008-го В ШУШИ И СТЕПАНАКЕРТЕ состялось событие, удостоенное внимания даже мировых СМИ. 700 пар арцахских парней и девушек – тех, чье детство пришлось на войну и прошло в подвалах под светом свечей – одновременно венчались в соборе Всеспасителя Казанчецоц. Это завораживающее действо, полное огромного внутреннего смысла и символизма, было задумано и состоялось благодаря Левону Айрапетяну. На днях - 18 октября его не стало. Так и оставшаяся необъяснимой беспощадность и беспрецедентная жестокость российских властей к смертельно больному и пожилому человеку, которого упорно и последовательно доводили до смерти в тюрьме, вызвала мощный всплеск эмоций в Армении и России. В этом порыве не только огромная боль, возмущение, гнев и непонимание подобного отношения, но и ощущение вины перед большим патриотом и выдающимся благотворителем и меценатом, которому не смогли обеспечить хотя бы смерть на свободе.

Личность и деятельность Левона Айрапетяна при жизни вызывали противоречивые оценки и отношение. К нему действительно можно было относиться по-разному – как, впрочем, к любому активному, деятельному и неравнодушному человеку. Но в одном оценки были единодушны: это был самый настоящий, искренний патриот, который доказывал свою любовь к родине не пафосными речами, а делом. Благодаря Левону Гургеновичу возродилось его родное село Ванк, став одной из туристических достопримечательностей Арцаха, где к тому же сельчане жили чуть лучше, чем в других регионах республики. Благодаря в основном его деятельности возродился Гандзасар – слава и гордость Арцаха. Множество других благотворительных проектов также стали реальностью благодаря его неутомимой энергии и щедрости во всем, когда дело касалось родины и соотечественников. Талант истинного патриотизма, дарованный далеко не всем любящим свою страну, выражался в неутомимом и страстном желании возродить ее буквально из пепла, сделать сильнее и краше, благоустроить и вновь благословить Арцах мощью безграничной любви и преданности.

ВРЯД СТОИТ ВНОВЬ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ АЙРАПЕТЯН-БЛАГОТВОРИТЕЛЬ – об этом достаточно говорится в эти дни. Вспомним лишь о Большой арцахской свадьбе, которая несла и несет в себе мощнейший позитивный заряд к возрождению. Символичны были не только 700 пар, гордо и уверенно шагающих к шушинскому храму, но и поколения, которые уже рождены и еще родятся после этой и всех других свадеб в Арцахе и Армении. Но та, Большая армянская свадьба, была и останется в истории как действительно особенное, уникальное и важное для исстрадавшейся земли событие.

 Лучше всех написала об этом Нуне Аракелян из Степанакерта: "Услышав, что Левон Айрапетян планирует в Арцахе коллективную свадьбу, в которой 700 пар одновременно заключат брак, ввиду приобретенного в жизненных испытаниях цинизма отнеслась к этой идее скептически. Тем не менее в заключительном этапе свадьбы на республиканском стадионе я решила поучаствовать, ну чисто поприколоться. Прикола не вышло. Когда заиграла музыка и 700 женихов и невест прошли перед гостями, почувствовала ком в горле и не смогла сдержать слез. Знаете почему? Потому что я узнала большинство женихов с невестами. Это были дети войны, мальчики и девочки, детство которых прошло под обстрелами и бомбежками, в подвалах и убежищах, а звук последнего школьного звонка совпал с разрывом снарядов.И они шли, эти дети, торжественно-нарядные, мальчики в костюмах, девочки в белых свадебных платьях. И эта свадьба, эти трогательные женихи и невесты были самым ярким проявлением нашей независимости и нашей государственности".

Сам Айрапетян мечтал повторить свой эксперимент: "Хочу, чтобы церемония общей большой свадьбы стала традиционной. И мы будем проводить ее не только в Карабахе, но и в районах Армении. Деньги не проблема, сколько будет желающих, столько денег мы найдем! Главное, чтобы рождались дети, чтобы жили они счастливо у себя на родине и на благо родной земли". Не успел... И наверняка не только с этим - не успел, скорее всего, осуществить множество других прекрасных идей. Например, построить в Ванке военное училище им В. Мадатова – проект, в свое время потрясший опять-таки своей символичностью, актуальностью и глубинным подтекстом-связью времен. Собственно, такими были все его проекты, в которых ощущалось стремление не поразить идеей здесь и сейчас, а оставить то, что будет работать на благо Арцаха годами, веками, возрождая и укрепляя уже незыблемо исторически сложившиеся традиции.

...ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ПУХОМ ЧЕЛОВЕКУ, СТАВШЕМУ ПРИМЕРОМ настоящей деятельной любви к Родине. Пусть его дела станут образцом для подражания тем, кто захочет так же, как Левон Айрапетян, оставить свой зримый и прекрасный след на родной земле. И пусть найдутся те, кто сможет осуществить его мечты – достроить училище и придать ему начальный импульс к деятельности, сохранить Ванк в его нынешнем виде и благоустроить другие арцахские и армянские села и города. Помочь соотечественникам, живущим на родине трудно, но с достоинством, укреплять границу и поддерживать Воина, защищающего ее... И снова провести Большую армянскую свадьбу – как сигнал нашего вечного, не прекращающегося уверенного шага по земле. Той, что орошена кровью, усилена и украшена делами своих великих сынов – как на войне, так и в мире.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.