14 сентября в Баку был подписан новый "контракт века", как помпезно именуют его тамошние чиновники и СМИ. Соглашение по разработке блока нефтегазовых месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли" (АЧГ), рассчитанное до 2050 года, предполагает куда более выгодный для Азербайджана расклад долевого участия. В частности, доля SOCAR (Госнефтекомпании Азербайджана) увеличена более чем вдвое - с прежних 11,65 до 25%, соответственно, доля оператора - British Petroleum (BP) снижена с 35,8 до 30, 37%. Остальное распределено между рядом других крупных нефтяных корпораций, при этом доля некоторых из них, естественно, также оказалась меньше предыдущей.

КОГДА 5 СЕНТЯБРЯ КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ СМИ ПРЕДПРИНЯЛИ МОЩНУЮ АТАКУ на власти Азербайджана, опубликовав итоги расследования, растиражированное название которого моментально превратилось в антиалиевский бренд "Азербайджанская прачечная", многие эксперты заподозрили в качестве причины тривиальные рыночные разборки. А поскольку в качестве зачинщика выступила влиятельная английская The Guardian, сразу же возникли подозрения в том, что разборки эти могут быть связаны с давними терками между Алиевым и BP, которые, кстати, особо не скрывались и время от времени дозированно выплескивались в прессу.

Уже 8 сентября английское агентство Рейтер подтвердило эти догадки, опубликовав информацию о раскладе накануне подписания контракта по АЧГ. В сообщении говорилось о снижении доли BP и других западных компаний в пользу SOCAR и отмечалось, что хотя британцы остаются оператором проекта, некоторые функции могут быть переданы Госнефтекомпании Азербайджана. Со ссылкой на осведомленные источники Рейтер сообщал, что доля SOCAR поднимется до 20%, а BP - снизится до 30%. Кроме того, агентство писало о том, что "Ильхам Алиев раскритиковал ВР за меньший объем продукции, чем было обещано".

Итоговые цифры, как видим, несколько отличаются от тех, которые называло Рейтер:  SOCAR получил на 5% больше, доля BP оказалась не ровно 30, а на 0,37% больше. Каковы были первоначальные намерения сторон и чего добивалась каждая из них - можно только догадываться. Однозначно, что BP сокращения своей прибыли никак не мог желать, точно так же, как Алиев не мог не стремиться любыми путями повысить свою долю. Какую роль в данном контексте сыграли публикации об "Азербайджанской прачечной" - также можно лишь догадываться. Возможно, к примеру, что Алиев хотел заполучить для SOCAR роль оператора или еще больше увеличить ее долю.

Но практически несомненно, что  западные партнеры использовали компромат - или часть имеющихся в наличии криминальных фактов - исключительно для давления на бакинские власти с целью защиты своих бизнес-интересов. Учитывая огромную роль BP во внешней политике Великобритании, это выглядит вполне логично. Кто кого в итоге кинул, обставил и добился своего - во многом покажут дальнейшие события. А именно: будет ли и дальше разворачиваться скандал с прачечной и вонючим бельем Алиевых или все тихонько замнут и продолжат закрывать глаза на шалости правящего режима, ограничиваясь лишь периодическими окриками правозащитных организаций.

 НА ЭТОМ ФОНЕ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ 14 СЕНТЯБРЯ ПОЯВИЛОСЬ НЕСКОЛЬКОпримечательных новостей. Во-первых, радио "Свобода" (Азадлыг) обратилось в Европейский суд по правам человека с иском против правительства Азербайджана, в котором оспаривается закрытие ее офиса в Баку. Во-вторых, имя начальника бакинской полиции включено в список из 15 лиц, направленный международными правозащитными организациям властям США для включения их в "Глобальный акт Магнитского". Европарламент заявил о необходимости начать расследование фактов, изложенных в публикациях об "Азербайджанской прачечной". Наконец, генеральный секретарь Совета Европы (СЕ) Турбьерн Ягланд призвал предпринять против Азербайджана "невиданное ранее юридическое действие" за отказ освобождать политзаключенного вопреки решению ЕСПЧ (речь идет об Ильгаре Мамедове). Любопытное совпадение: сообщение об этом радио "Азадлыг" передало со ссылкой на ту же The Guardian.

13 сентября на заседании послов стран СЕ Ягланд призвал применить юридическую процедуру против Азербайджана, конкретно - статью 46.4 Европейской конвенции прав человека, что в конечном итоге может привести к исключению страны из организации. Отмечается, что это стало бы беспрецедентным шагом за всю почти семидесятилетнюю историю СЕ. "Мы не можем допустить, чтобы в Азербайджане были политзаключенные. И мы не можем допустить, чтобы Азербайджан продолжал лишать свободы Мамедова вопреки решению наивысшей судебной инстанции. Азербайджан как член Совета Европы должен хорошо подумать о своих обязательствах и наконец определиться и принять решение, хочет ли он их соблюдать или нет", - заявил Ягланд. Таким образом, его выступление можно расценить как своеобразный ультиматум бакинским властям, и в этом контексте предстоящая осенняя сессия ПАСЕ с возможной отставкой ее главы - лучшего друга Баку Педро Аграмунта обещает быть очень бурной.

НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ В СВЯЗИ С ЭТИМ, ЧТО АЛИЕВ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОСЛЕ скандальных публикаций дни несколько сбавил свой воинственный пыл и предстал перед публикой в качестве "гуманного, милосердного и справедливого лидера", выпустив из тюрьмы руководителя агентства Туран Мехмана Алиева и несколько заключенных по нардаранскому делу. Он вполне может и дальше предпринять ряд показательных шагов во внутренней политике для снижения градуса критики, например, освободить того же Мамедова. Тем более что решен вопрос закрытия агентства Туран - единственного независимого СМИ в Азербайджане. Даже если придется снять с М. Алиева все обвинения, как того требует Госдеп США, все понимают, что Туран вряд ли возобновит работу, что для властей гораздо важнее: одним политэмигрантом больше или меньше - какая разница?

В целом же понятно, что после заключения нового соглашения по месторождению АЧГ на более выгодных для Азербайджана условиях Алиев может громко праздновать успех и плюнуть на все и всех, демонстративно игнорируя критику, пусть и массированную, и даже угрозы санкций и исключения из Совета Европы. С одной оговоркой: он может позволить себе это до тех пор, пока угрозы остаются на уровне всего лишь угроз, но никак не переходят в дела, как это происходит постоянно. И хотя власти Великобритании на уровне премьер-министра фанфарами встретили подписание контракта, многое, естественно, остается за кадром. В том числе степень наглости Алиева и мстительности BP.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.