Вопрос: Президент Украины Петро Порошенко убежден, что главным результатом его рабочего визита в Вашингтон было полученное в Белом доме заверение о том, что применяемые в отношении России санкции не будут смягчены, пока не изменится сложившаяся вокруг Крыма и Восточной Украины ситуация. Об этом президент Украины заявил после встреч с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом и вице-президентом Майком Пенсом на созванной напротив Белого дома пресс-конференции. По утверждению Порошенко, сегодня в Вашингтоне говорят исключительно об ужесточении санкций против России.
«Сегодня Соединенные Штаты почти каждый день применяют дополнительные санкции в отношении России. В условиях такого подхода можно констатировать, что США – надежный и непреклонный стратегический союзник Украины», - сказал президент Украины. На самом ли деле Украина такой важный партнер для США, и готовы ли Соединенные Штаты сохранить напряженные отношения с Россией в пользу Украины, или, может в один прекрасный день «медведь» и «орел» подружатся, а Украина останется с носом? Какой вариант есть у Украины в случае такого развития событий, и что она может предпринять, поскольку подобное развитие событий отнюдь не исключено, что мы видим в Сирии, где США пытаются восстановить связь с Россией, и на что готова пойти Россия, когда сверхдержавы перестанут покровительствовать Украине?
Ответ: Встреча президента Украины Петра Порошенко с президентом США Дональдом Трампом, как оказалось, прошла… по-разному. Речь как раз о разных, порой диаметрально противоположных оценках одного и того же события, которое так именует, пожалуй, только сам Петр Алексеевич и его пропагандистская команда. Во всем мире, в том числе и в Штатах, и даже самой Украине доминирует мнение, что визит Порошенко в Вашингтон стал унижением для него лично и позором Украины в целом. Сложно не согласиться с такой оценкой, если более-менее в курсе предыстории вопроса и знаком с элементарными требованиями протокола в межгосударственном общении. Петр Порошенко, получивший от Дональда Трампа унизительный отказ уделить ему время еще в ходе предвыборной кампании в Нью-Йорке, уже в январе этого года (практически сразу после вступления в должность нового президента США) всячески преподносил украинскому обществу, что одну из первых официальных встреч Трамп, несомненно, проведет с лидером Украины, важнейшим для Вашингтона партнером. Недели и месяцы шли, а приглашения так и не поступало, что доводило ситуацию до трагикомической.
Разумеется, это никак не устраивало украинского президента, посему было принято "волевое" решение, невзирая ни на что, не дожидаясь согласования встречи по дипломатическим каналам, запустить механизмы лоббинга и просто лететь в Вашингтон в надежде, что ему хоть какое-то внимание будет уделено, тем самым сняв трагические нотки в сложившейся ситуации. С этой точки зрения визит, конечно же, удался: трагическая составляющая снята, другой вопрос, что в остатке комическое. Хотя, на мой взгляд, трагедия лишь усугубилась, о чем чуть ниже. Любопытно, что украинская дипломатия долгое время придумывала себе некое состязание с коллегами из России: кого раньше примет Трамп – Порошенко или Путина? Это в какой-то степени превратилось в национальную украинскую забаву, об этом постоянно писали средства массовой информации, спорили украинские эксперты и политологи. Но спорили сами с собой, потому как российская сторона даже в теории не рассматривала и не рассматривает ситуацию, когда после нескольких лет напряженных отношений, президент США принимает коллегу из России.
Просто потому, что для этого президент России должен как минимум оказаться в Вашингтоне, что никак не входит в его планы. Всем изначально было понятно, что формат, когда кто-то из них принимает коллегу, невозможен, и что первая встреча двух глав государств реальна только на нейтральной территории, при полном паритете. Более того, российская сторона (по крайней мере, на экспертном уровне) все время твердила, что встреча ради встречи – полная бессмыслица, и пока не будет выработана согласованная серьезная повестка дня и найдены точки соприкосновения хотя бы по самым ключевым вопросам, никакой пользы от диалога президентов ждать не приходится. Судя по всему, такой точки зрения придерживается и американская сторона, тоже не спешащая анонсировать встречу на высшем уровне. По рабочим каким-то моментам президенты общаются по телефону, обмен мнениями постоянно проходит между внешнеполитическими ведомствами двух стран и их главами в том числе. Даже теоретически возможная встреча Трампа с Путиным в Гамбурге, на полях саммита G20, который пройдет 7-8 июля, пока не подтверждена ни одной из сторон. Несомненно, первому контакту лидеров США и России в значительной степени препятствует и внутриполитическая ситуация в самих Штатах, развязанная против президента война компроматов, которую для большей точности нужно называть войной компрометирующих выдумок. Бесконечные нападки на Трампа со стороны парламентариев якобы за связи с Россией, ничем не подтвержденные обвинения, разумеется, связывают руки президенту и заставляют действовать более осмотрительно, постоянно оглядываться на конъюнктуру. На мой взгляд, единственным мотивом Дональда Трампа в итоге уделить несколько минут своего времени Петру Порошенко как раз послужило желание продемонстрировать внутренним противникам, что у него нет предвзятого отношения, и он сначала выслушал аргументы украинской стороны.
Теперь по существу. Анонсированный украинской стороной государственный визит в США, как оказалось, не что иное, как встреча с президентом Трампом в формате drop-in, что означает протокольную встречу для совместного фотографирования. Про эту встречу Белый дом никакой информации не распространял, ни в ежедневных событиях, ни в графике встреч президента. С точки зрения того же протокола подобный формат практикуется, как правило, для гостей ниже рангом, скажем, премьер-министров, не являющихся главами государства. Продлившуюся по разным источникам от 6-и до 25-и минут встречу, на которой по совершенно очевидным причинам невозможно было о чем-то серьезно поговорить и тем более достичь договоренностей, Петр Порошенко успел охарактеризовать как фантастическую. Дескать, лидер Украины добился всего, чего хотел, а хотел он в первую очередь услышать заверения, что Вашингтон не снимет санкций в отношении России, пока конфликт на юго-востоке Украины не будет урегулирован. Подобная повестка, а именно, когда во внешнеполитической повестке государства ключевым пунктом является стремление добиваться продления санкций по отношению к соседнему государству, надо сказать, ноу-хау украинской политической мысли. Складывается впечатление, что символ Украины, трезубец, как раз и символизирует три ключевых чаяния украинского государства: а) примите нас, б) дайте денег и оружие, в) накажите Россию. Кто-то слышал что-либо другое в украинской повестке? Собственно, о намерениях США продолжать санкционное давление на Россию Порошенко, конечно же, услышал. Но ставить это себе в заслугу, возводить в ранг победы украинской дипломатии – признак полного отсутствия элементарных знаний истории и понимания геополитических процессов. Американская доктрина сдерживания России (СССР) написана, еще когда Порошенко ходил в советскую школу, а в нынешних геополитических раскладах Трампу нужны сильные переговорные позиции и как можно больше козырей перед встречей с президентом России.
Ведь очевидная вещь: сделка между сверхдержавами возможна только на основе взаимных уступок, а в их ряду обе стороны готовы уступать исключительно в вопросах, не затрагивающих жизненно важные интересы своих стран. Все остальное – предмет торга. Так вот, следует ли главе государства гордиться тем, что его сорокамиллионная страна всего лишь предмет торга? Наверное, разве что если больше нечем гордиться. Позорной встречу Порошенко с Трампом называют сами украинские политики и средства информации, более-менее сохранившие атрибуты независимой деятельности, и справедливо считают ее унижением украинского народа. Одни только кадры о пресс-конференции Петра Порошенко по итогам встречи с президентом США чего стоят. Кстати, привел протокольное название продемонстрированного президентом Украины фарса. После встречи глав государств, как правило, следует совместное заявление для прессы, однако, понимая, что именно будет говорить украинский коллега, Трамп не пожелал принимать в этом участия и даже стоять рядом. Ну а аппарат Белого дома не соизволил даже предоставить Петру Порошенко зал для проведения пресс-конференции, не пригласил американских журналистов. В результате общение Порошенко с прессой (всего 5-6 микрофонов на столике) состоялось в туристической зоне, за забором, но главное – на фоне Белого дома. Украинские острословы уже окрестили своего президента Петром Подзаборным. Зато риторика Петра Алексеевича, величайшего не только дипломата, но и стратега XXI века, шокирует.
Он победитель, потому как встретился с Трампом раньше Владимира Путина, его приняли аж четыре американских министра и один вице-президент, ему обещали всяческую поддержку. В чем именно, конкретно не уточняется, видимо, по логике: если не указывается конкретно, значит, во всем! Ну а главное, в чем убедился Петр Порошенко, и даже заявил об этом, так это его уверенность в отсутствии связей между Трампом и Россией. Человек за несколько минут выяснил все, над чем уже несколько месяцев работают разведслужбы США, сенаторы и конгрессмены, прокуроры и журналисты. Правда, он немножко упустил из виду, что антироссийские санкции все время связываются с выполнением Минских договоренностей (по сути, бред, но сейчас не об этом), а американцы вдруг высказали мнение, что помимо «Минска» могут быть и другие форматы. В этом заявлении, как говорится, пластов столько, что можно интерпретировать как угодно и как продиктует конъюнктура момента, но одно совершенно точно – в будущем «невыполнение» Минских соглашений может и не рассматриваться как причина продления санкций. Особенно на фоне того, когда Белый дом раскритиковал одобренный Сенатом законопроект о санкциях против России под предлогом недопустимости ограничения полномочий президента США, а Конгресс не стал обсуждать документ на данном этапе, это не выглядит чисто внутриполитической борьбой. Петр Порошенко, скорее всего, не обратил внимания и на то, что продемонстрированный им крутой вираж в сторону Вашингтона не сильно придется по душе Германии и Франции. Его усердные попытки через Вашингтон добиться замораживания проекта «Северный поток – 2» входят в серьезное противоречие с интересами ФРГ.
Российско-немецкий проект в любом случае будет реализован, это совершенно очевидно, а вот что дальше будет делать Петр Алексеевич, вступивший в конфронтацию с всесильным канцлером Германии и амбициозным президентом Франции, большой вопрос. А если вдруг американцы потеряют былой интерес к проекту «Украина», что является самым вероятным сценарием из всех существующих, что тогда? Сам-то Порошенко должен знать, что украинский вопрос не имел и не имеет самостоятельного значения, являясь одним из звеньев российско-американских отношений. Но это не единственная беда Украины. Украинский вопрос одновременно является всего лишь одним звеном еще и в отношениях Америки и Европы. Дело в том, что в рамках участия в работе саммита «Двадцатки» Дональд Трамп планирует также принять участие в так называемом саммите Междуморья (Адриатика – Балтика – Черное море) с участием лидеров Австрии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Хорватии и Чехии. Инициаторы данного проекта не скрывают, что в перспективе хотели бы дополнить его также Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной, создав некую «геополитическую» силу, способную, с одной стороны, противостоять российской агрессии (это обязательная дежурная фраза), с другой стороны, «подвинуть» традиционно борющихся за право быть супердержавой Германию, Францию и Великобританию.
Подобный «синтез» Речи Посполитой, проекта Юзефа Пилсудского и Австро-Венгрии Габсбургов, да еще и в расширенном варианте, если он состоится, способен будет в корне поменять геополитический расклад в Европе. Лично мне слабо верится в реализуемость этого, позвольте сказать, безумного проекта, но работы в этом направлении ведутся, следовательно не могут не вызывать обеспокоенности Европейских грандов и России. За ним нескрываемо торчат уши в первую очередь Польши, как главного транслятора американских идей в Европе (минимум в восточной ее части), посему особенно постсоветским странам решать, хотят ли принимать участие в этой авантюре, проводимой, как обычно, под лозунгами демократии, европейских ценностей и пр. Стремящимся в Европу следует тщательно определиться, в какую, собственно, Европу их манит, и главное – за чем именно. Так что, «фантастический» визит Порошенко в Вашингтон комедийную часть указанной выше трагикомедии сделал еще более веселой, а трагизма, в виде предстоящих вызовов, нарастил – хоть отбавляй. Тут еще дома заговорили об импичменте, не оценили «Вашингтонский прорыв» Петра Алексеевича. У украинского вопроса (государственности), к сожалению, нет хорошего решения. Есть только плохое и очень плохое, а с таким президентом и такими элитами круг еще сильнее сужается.